Андрей Рублев, "Троица", XV век

Стефан Пермский,  "Зырянская Троица", XIV век

Всем известна "Троица" Рублёва, признаваемая мировым шедевром. Но у этой иконы есть предтеча, написанная веком раньше Стефаном Пермским икона "Зырянская Троица", включающая древнейшую надпись на языке Коми, написанную древнепермским письмом.

Не стану подробно рассказывать обо всём множестве исторических и художественных аспектов. Интересующиеся могут прочесть соответствующие статьи в Википедии, а так же ознакомиться с любой другой литературой, в изобилии размещённой на просторах Инета.

Расскажу лишь о собственных впечатлениях от этих произведений. Знаменитую "Троицу" Рублёва я видел много раз и в репродукциях и в оригинале, в Третьяковской галерее. Признаюсь, на меня она производит сильное эстетическое впечатление. Удивительное ощущение красоты, покоя и таинства передал нам автор через века

С "Зырянской Троицей" я познакомился гораздо позднее, она не настолько прославлена. Оригинал иконы хранится в Вологде, а копию (список) можно видеть в Сыктывакаре, в церкви при Епархии.

Впечатляет сходство композиции обеих икон. Несомненно Рублёв видел "Зырянскую" и вспоминал её, когда писал свою знаменитую икону - точно так же расположен дуб в центре заднего плана, так же слева находится базилика (царский дом характерной архитектуры), так же в центре стола стоит жертвенная чаша. Фигуры трёх ангелов расположены вокруг накрытого стола сходным образом, а сам стол расположен на возвышении вроде достархана. Важнейшие элементы композиции будто списаны с иконы кисти преподобного Стефана.

Но есть и весьма существенные отличия, исключения из сюжета. Чтобы как-то оценить их, надо вспомнить сам библейский сюжет. Для этого лучше всего обратиться к первоисточнику. Далее прямая цитата из Библии, Книга Бытие, гл. 18 (синодальный перевод):

ГЛАВА 18

1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,
3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
9 И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
10 И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.
11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13 И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась "?
14 Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын.
15 Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась.
16 И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их.
17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!
18 От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,
19 ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем.
20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?
25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие.
27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

 

Бог является Аврааму в виде трёх ангелов, которым Авраам оказывает гостеприимство. В благодарность за это Бог помогает престарелой паре зачать наследника (гусары, молчать!). По окончании трапезы двое из трёх ангелов уходят крушить города Содом и Гоморру, погрязшие в грехах и разврате. Оставшийся с Авраамом ангел  ведёт с ним продолжительную беседу на темы греха и воздаяния за грех. Возможно, беседа длилась не один день. Возможно даже, что почтенный старец задавал по вопросу в сутки. Перевод Библии немного отличается от икон, в частности в тексте упоминается шатёр, тогда как на иконах мы видим трехэтажную базилику, где хозяйствует Сара, жена Авраама.

На иконе прп. Стефана мы видим фигуры хозяйствующей Сары, беседующего с ангелом Авраама, видим заколотого, но не обезглавленного  тельца близ достархана, наполненную чем-то чашу на столе. А на иконе кисти Рублёва эти фигуры отсутствуют, а в чаше можно разглядеть главу жертвенного тельца. Невозможно однозначно судить о замысле Рублёва, но можно предположить, что его "Троица" является центральной частью триптиха, а боковые доски с остальными фигурами были утрачены. Есть много профессиональных искусствоведческих толкований сюжета, но мне ближе собственная версия.

Ветхозаветная троица ангелов, олицетворяющая божественную сущность, стала прообразом новозаветной Святой Троицы. Учение о Троице неоднозначно и является предметом дискуссий между христианскими церквами. Но само представление о троичности божественной сущности пришло к нам из дренейших, ветхозаветных времён. Человеческая сущность дуальна, двоична, мы вечно между Добром и Злом. Божественное сложней и выше нас. И божественному дано милосердно судить человеческое.

Мы часто ошибаемся в своих мыслях и деяниях, но Господь нам многое прощает...

Errare humanum est, ignoscere divinum

 

 

In nomine Patris et Filii et Spiritus Sancti

Amen