Буквально день назад написал в своем блоге о 90-летнем юбилее фронтовика-сосногорца Леонида Сергеевича Романченко, который получил поздравление от Президента России. За те полтора часа, которые мы беседовали за чашкой чая у него дома, в квартире несколько раз раздавался звонок: приходили поздравить товарищи по бывшей работе, просто знакомые и соседи - входная дверь практически не закрывалась. Ветеран был рад такому вниманию, улыбка не сходила с его лица. Честно говоря, очень не хотелось портить ему настроение в этот день. А повод, к великому сожалению, был. Наслышан о некоторых коммунальных проблемах Леонида Сергеевича, поэтому позвонил ему на следующий день и договорился о новой встрече. Люди его закалки, которые прошли «огонь, воду и медные трубы», не привыкли жаловаться на разные неудобства, поэтому смог разговорить его не сразу.

Суть проблем такова: в его доме начали периодически отключать горячую воду, а когда включали, то она была чуть тёплая. Замеры обыкновенным градусником показали температуру около 40 градусов. А в квартирах другие подъездов итого ниже по градусам. Без горячей воды, сами понимаете, трудно обойтись. Объявлений в подъезде об отключении не было. Жильцы дома, в котором две сотни квартир, много раз звонили с жалобами в аварийную службу, но положение не менялось, как оставалась неизвестна жильцам и причина неисправности – чётких объяснений по наладке водоснабжения нет. Записная книжка юбиляра пестрит рядами цифр номеров телефонов служб и диспетчерских разных профильных организаций.

Есть ещё одна сложность. Фронтовики освобождены от коммунально-квартирных платежей на 100%, они это заслужили. Значит в квитанциях в графе оплаты должна стоять сумма «ноль рублей». Так раньше и было, но потом всё усложнилось: с некоторых пор приходит полный расчёт, его оплачивают, а через месяц… возвращают сумму целиком обратно жильцу-льготнику. Странно как-то, масса вопросов к процедуре. Для чего такая бюрократия? Леонид Сергеевич не поленился и позвонил другу-фронтовику в Санкт-Петербург и узнал, что там таких хитросплетений нет. Интересно, а в Москве или других городах это практикуется?

За время общения ни разу не слышал от Леонида Сергеевича фраз типа «Мне положено», «Мне должны», «Мне обязаны», наоборот он переживает за весь многоподъездный дом:

- У нас в доме не только пенсионеры живут, есть молодые семьи с маленькими детьми, младшими школьниками. Жизнь в домах должна быть удобной, в подъездах должно быть чисто и аккуратно, чтобы приятно было заходить даже постороннему человеку.

Годы берут своё, всё тяжелее бывшему миномётчику подниматься по ступеням подъезда. Как-то просил он сделать перила, ведь это удобно не только пожилым людям. Два года управляющая кампания обещала, а смонтировала только на третий год - как раз ко Дню Победы. (Леонид Сергеевич даже невесело пошутил, мол, если бы День Победы праздновали в декабре, то пришлось бы ждать ещё полгода). Сделали кое-какой косметический ремонт в подъезде, деревянные накладки на перила, а покрасить забыли. А ещё была сорвана деревянная дверь с петель во входном тамбуре. Зимой в подъезде по этой причине было холодно, особенно на нижних этажах. Поторопился «хозяйствующий субъект» доложить «наверх», что дверь отремонтирована, хотя это было не так. Но потом всё-таки сделали, хоть и не совсем аккуратно. Но сделали. Всего-то через 6 месяцев. Под нажимом администрации.

На входе в подъезд висит красивая табличка с надписью «Леонид Сергеевич Романченко». Она означает, что здесь живет человек, перед которым мы все в неоплатном долгу. А при чёрством отношении, равнодушии и не исполнении прямых обязанностей, она становится не знАком с большой буквы, а всего лишь «почётом напоказ».

На прощание оставил фронтовику номер своего телефона, ибо никому неведомо какие ещё коммунальные проблемы могут ждать его и жильцов этого дома в будущем.