Задумали мы в Воронеже большой проект - "Русский код" о ценностях русской цивилизации. Хотим выработать своеобразный свод правил -"Жить по-русски". 

Приглашаю друзей, тех кому эта тема интересна, включиться в нашу работу.

Для начала нужно разобраться с теорией и определиться с пониманием некоторых терминов.

Поэтому первая тема - "Осмысление геокультурной уникальности: трансляция идентичности и сохранение русской этнокультурной плиты" (прошу прощения за длинный текст)

1. Геокультура

Геокультура - термин, введенный в общественные науки Иммануилом Валлерстайном – современным американским философом и социологом.

Геокультура, по его мнению, это культурное основание господствующего мирового порядка. Так современной планетарной геокультурой капитализма является либерализм. Он использует понятие геокультуры в качестве синонима «культурного империализма», культурного давления Ядра на Переферию (в т.ч. влияние бывших метрополий на экс-колонии). 

Валлерстайн больше известен как основатель мир-системного анализа. По его мнению, весь современный мир представляет собой одну единственную мир-систему - капиталистическую мировую экономику. Эта мир-система состоит из ядра (наиболее высокоразвитые страны Запада), полупериферии (в ХХ веке - социалистические страны) и периферии (Третий мир). Ядро является гегемоном и взимает дань с остальных.

Валлерстайн хотя и считается неомарксистом и представителем левой общественной мысли, но не выходит за пределы современного капитализма. Поэтому его идеи можно отнести к идеям прошлого.
На наших глазах сбывается предсказание Николая Рериха «Эволюция повелительно устремляет человечество к нахождению тончайших энергий». Поэтому оценивать мир только с позиций экономической модели было бы не совсем верно. 
Полагаю, что содержание понятия «геокультура» точнее всего выразили Сергей Градировский и Вадим Цымбурский (1957 - 2009). Цымбурский предлагал трактовать геокультуру как способ политического проектирования и политического оперирования, основанного на мобилизации культурных признаков, позволяющих выделять в мире «свое» и «чужое». Для Градировского - это культурные основания, обеспечивающие связность и легитимность единого пространства даже в период раздробленности. То есть, геокультура - это то, что формируется единым культурным ландшафтом, языком, религией, мифологией, народными традициями и поверьями и т.п. на определенной территории.

2.Идентичность 

Идентичность – осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе: расовой, национальной, языковой, религиозной, политической, профессиональной, социальной и иной общности.

С первобытных времен, при длительном совместном проживании на определенной территории, у людей в процессе взаимодействия переплетались ценностные установки, бытовые нормы и правила, традиции рода и привычки индивида, складывалась единая картина мира и религиозные представления. Так появлялись разные геокультурные пространства, которое расширяли свой ареал военными, торговыми и дипломатическими путями.

Народы кочевали, государства меняли границы, но социокультурные связи метрополий с территориями, находившимися ранее в их владении, сохранялись. Так складывались геокультурные общности. Можно сказать, что геокультурная общность это даже не территория, а люди. В зависимости от того, на каком языке человек говорит и думает, к этому миру он и принадлежит. 

Народ и нация - это, прежде всего, язык и культура. Именно они объединяют и разделяют людей.

Мир геокультуры - это мир внутричеловеческого пространства, в котором географическое расположение человека и сообщества, оказывается хоть и важным, но не первостепенным фактором образующим среду обитания.

Русский человек живущий, например, в Канаде есть часть геокультурного пространства Русского мира. Эфиоп, полюбивший Россию и русский язык, становится частью Русского мира в результате самоидентификации - отождествлении себя с какой либо традицией, идеологией, ценностями.

3.Этнокультурные плиты

Термин этнокультурные плиты предложен Сергеем Переслегиным в развитие идеи Николая Данилевского о привязке суперэтносов к определенному ландшафту, влияющему на формирование языка и архетипа.
Этнокультурная плита - есть единство суперэтноса, историко-географического ландшафта, породившего суперэтнос, и семиотического пространства, порожденного суперэтносом.

Опыт истории свидетельствует, что этнокультурные плиты перемещаются по континентам (антропоток) и меняются в размерах. Причины тому: демография (рост населения или его уменьшение), ассимиляция (поглощение соседей или потеря собственной идентичности), дробление (вследствие междоусобной войны или неравномерного экономического развития), пассионарность (заполнение свободного соседнего пространства, как неосвоенного, так и с менее пассионарным населением).

4. Геокультурное конструирование

Геокультурный подход определяет, что современные нации представляют собой сообщества людей, объединенных, прежде всего культурой и языком. Нация, располагающаяся на общей территории, становится государством.

Государства, способные самостоятельно определять «своих», вычленять «чужих» и реализовывать в связи с этим самостоятельные политические проекты, обладают, по мнению В. Цимбурского геокультурной субъектностью. Они являются цивилизациями располагающими собственной техникой геокультурного проектирования. Цымбурский полагал, что при геокультурном конструировании пространства речь идет не о политических «друзьях» или «врагах» а о различении культурно «своих» и культурно «чужих».

При этом геокультура может выходить за цивилизационные рамки, пример тому ленинский и сталинский социализм. После краха коммунистической геокультуры, Россия, как целостность, распалась на осколки, на многочисленные, иногда враждебные друг другу идентичности - этнические, конфессиональные, идеологические, - в каждом из которых по своему отражается общероссийская геокультура.

Идеи Вадима Цимбурского о геокультурном конструировании взял на вооружение Сергей Переслегин, который говорит об «обороте идентичностей»: их переносе, преобразовании, потере, восстановлении.

5. Система взглядов Вадима Цымбурского

Цивилизации, по Цымбурскому, расположены на устойчивых геополитических платформах, главное свойство которых - непреодолимость границ между платформами. Ни одна цивилизация неспособна к устойчивому геополитическому действию на чужой платформе. России ничего не светит в Китае, Китаю в Индии, Европе в России, и всем вместе – на Ближнем Востоке (за исключением России). Также Цымбурский вводит понятие межцивилизационного пространства - площадки для взаимодействия платформ. 

Самое крупное из этих межцивилизационных пространств - Великий Лимитроф, пояс территорий, охватывающих границы России в Восточной Европе, Закавказье, на Среднем Востоке и в Монголии и Манжурии. Россия геополитическими приливами то втягивает в себя это пространство, организуя его под себя, то оставляет открытым для чужого геополитического действия. Это происходит потому, что Россия является геополитическим островом, а окружающее нас является своеобразным геополитическим проливом.

Остров Россия - не часть Европы, Евразии или чего-то еще, а отдельный специальный замкнутый на себя «материк». Ценность теории Вадима Цымбурский, в том, что он предложил осознать современное геополитическое положение России как уникальную удачу, а не как недостаток, и предложил воспользоваться этим уникальным положением.

Он предостерегал от участия России в любых глобалистских проектах, так как это может привести к ликвидации России как геополитического острова. Что будет означать смерть русских как нации и прекращение русского мира. 
Идей Вадима Цымбурского несомненно должны быть учтены во внешней политике России.

7. Геокультурная стратегия для России

После геополитической катастрофы 90-х годов ХХ века нам извне стали навязывать идеологию «догоняющего развития», убеждать, что у нас нет своего пути и нет места в международной системе распределении труда. Цымбурский предупреждал, что по ходу планирования мира, «господа планировщики» будут выращивать в России псевдоэлитную группу, готовую занять место на «краешке стола господ», которая в качестве «квази-национальных золотых мальчиков станет транслировать на Россию заказ «господ».

Этих национал-предателей и патентованных русофобов мы сейчас знаем и по именам и в лицо.

Наша геокультурная стратегия должна состоять в борьбе за бывшие территории империи (Российской и Советской) как за пояс нашей безопасности, наш «защищающий и подпитывающий предел». 

В связи с этим партнерство России с Китаем и Ираном является не просто прагматическим партнерством в сообществе «своих», как было между нациями-государствами в Европе Нового времени, но небывалым еще геоэкономическим и геополитическим взаимодействием соседствующих "чужих.

Развивая идеи Цымбурского, Сергей Переслегин утверждает, что содержанием геокультурной стратегии России должно быть продление существования нашей этнокультурной плиты, что достижимо при рефлексии нашей уникальности и использовании ее для восстановления и трансляции русской идентичности.

8. Российские этнокультурные плиты

Мир поделен. Заправилы Западного мира ищут ресурс развития собственной цивилизации не в научно-техническом прогрессе и освоении космоса, а в поглощении ресурсов соседних цивилизаций: пожирании ее экономики и трансформации геокультуры.

Геокультура в данном случае является нашим символическим капиталом – ценностями и принципами, на которых организуется пространство власти. 

Русская культура и русский язык до сих пор остаются самым величайшим завоеванием и стратегическим ресурсом России, ее главным энергоносителем. Поэтому мы должны иметь надежный идеологический фундамент, учитывающий геокультурные особенности и геополитические интересы нашей страны в мире. Россия должна стать мировой державой, активным субъектом в мировой геополитике. Не решая мировых проблем, не напрягаясь для решения сверхзадач, Россия быстро потеряет свою геополитическую субъектность.

Для решения сверхзадач у нас много союзников и ресурсов, так как России зиждется не на одной этнокультурной плите, а на нескольких (можно сказать по иному – Российская этнокультурная плита состоит из нескольких пластов, включающих и глубинные слои): в современные государственных границах; в прежних границах в период максимального расширения (включая Аляску, Польшу, Финляндию, Закавказье, Персию и т.д.); Русский мир (общность пользующихся русским языком); славянский мир (по этнической принадлежности), бывший социалистический лагерь и страны народной демократии (коммунистический проект), Евразийский союз (Россия, Китай, Иран и др.), православный мир (сообщество по вере), арийский мир (Индия, Иран, Пакистан). 

Со стороны наших глобальных конкурентов все эти плиты подвергаются давлению, вытеснению, раскалыванию, компрометации, урезанию, а арийская плита пока в должной мере не разрабатывается и сильно мифологизирована.
При этом опасности, что российская идентичность размоется среди многообразия этих плит, не существует. Наша геокультурная уникальность состоялась в процессе наложения этих плит и не может быть утеряна, пока существует суверенная Россия.

Осознание этих плит как части нашей геокультуры позволяет нам получить значительное число союзников, не только там, где мы сейчас «свои», но и там, где нас позиционируют как «чужих»: в славянском мире, исламском мире, буддистском, иудейском, христианском и иных мирах.

Оригинал