Как утверждают летописцы окончательная сдача поляков, подписание ими капитуляции  и  сброс польско-литовских  знамен  из Кремля в московскую грязь состоялись ...

7-го  (седьмого)  НОЯБРЯ  1612-го Лета! 

 ...Помнится в детстве я не очень напрягался осознанием того, почему было именно так:

"День седьмого ноября -

Красный день календаря.

Погляди в свое окно:
Все на улице красно."

 

Лично для меня поэтому до сих пор не ясно  ЗАЧЕМ  нужно было переносить эту дату и что тогда празднуется 4-го?..

 О некоторых особенностях  этих праздников, об образе питания  «кремлевских сидельцев» 1612-го Лета   и их наследников- будущих "помазанников"   хотелось бы отразить чуть-чуть поподробнее,  чем это принято говорить на официальных мероприятиях в этот день.

__________________________________________________

 «…В свите Лже-Димитрия I-го  состоял и митрополит Филарет - отец Михаила Романова,  который в свою очередь с марта 1611г. по ноябрь 1612г. вместе с «польско-литовскими» оккупантами провел в Кремле, осажденном ополчением и казаками.

 В результате блокады осажденные стали каннибалами, вынуждено питаясь человечиной.

( Мое – ниже приводятся небольшие фрагменты текстов, чтобы последнее утверждение не показалось спорным):

«Сказание Авраамия Палицына». — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955, стр. 228:

 «в Крепости голод такой великий, что иные уже от голода умирали, ели, что могли добыть. Собак, кошек, крыс, сухие шкуры (кожи) и людей даже».

 Budziłło J. «Wojna moskiewska wzniecona i prowadzona z okazji fałszywych Dymitrów od 1603 do 1612 r. Wrocław. 1995, стр. 136; S. Maskiewicz «Dyjariusz Samuela Maskiewicza: Początek swój bierze od roku 1594 w lata po sobie idące // Moskwa w rękach Polaków: Pamiętniki dowódców i oficerów garnizonu polskiego w Moskwie w latach 1610 — 1612. Liszki», 1995, стр. 207.:

«Доведался того пан Струсъ, казал обоих поймати: Воронца (как шляхтича) стято и поховано, а Шербину обесити казали, который з годину на шубеници не был; пехота зараз отрезали и на штуки зазрубали и изели» (Budziłło J. Wojna moskiewska, стр. 162)

«Того же года 14 октября сидельцы, не будучи уже в состоянии голод сносить… когда уже трав, корешков, мышей, собак, кошек, падали не стало, колодников поели,  трупы, из земли выкопав, поели,  пехота сама и друг друга ела и тех, кого хватала.  Трушковский, пехоты поручик, двух сыновей своих съел;  один гайдук также сына съел, другой — мать свою; товарищ один съел слугу своего; вот так сын — отцу, отец — сыну не отпускали, пан — от слуги, слуга — от пана в безопасности не был; проще говоря, кто кого осилил, тот того и съел, более здоровый — более хилого убрал. О родственнике или товарище своем, если кто другой у кого съел, как о своем наследстве судились, что он был более близкий, чем кто-то другой, чтобы его съесть; подобное дело у пана Леницкого в команде случилось: гайдуки своего сослуживца умершего съели, родич его из другого десятка жалобу ротмистру подал, что я де, как родственник, был более близок, чтобы его съесть, чем кто другой; те же возражали, что мы де более близки для его поедания, так как он с нами под одной командой в одном строю и в одном десятке был.  Ротмистр, как novum emergens (лат. — неопытный), не знал, какое решение принять, боясь, как бы сторона, что будет решением недовольна, самого судью не съела, и почел за лучшее из трибунала ноги унести...» (Budziłło J. Wojna moskiewska, стр 164-165).

Цит. по Томаш Бохун, «История польского гарнизона в Москве 1610 — 1612 гг.» 

См.: http://www.historia.ru/2012/01/bohun-01-2012.htm

Справка: Бохун Томаш - редактор польского популярного исторического журнала «Mówią Wieki» (Говорят столетия), издающегося в Варшаве с 1958 г., специалист по истории России в XVI — XVII вв. и Восточной Европы. )

Вместе с тем, обнаруженная в архивах «Повесть о Земском соборе 1613 года»  содержит также информацию о тонкостях избирательных технологий XVII века.

Из документа становится известно, что в условном избирательном бюллетене до 21 февраля значилось 8 кандидатов:

 Федор Иванович Мстиславский,  

Иван Михайлович Воротынский,

Дмитрий Тимофеевич Трубецкой,

Иван Никитич Романов,

Федор Иванович Шереметев,

Дмитрий Михайлович Пожарский  и  прочие,

но в нем  НЕ БЫЛО  имени  Михаила Романова !

 Когда он там появился говорит тот же документ: 

«И возопиша атаманы казачьи и все воинство казачье велим гласом воедино: «По Божий воли на царствующем граде Москве и всеа Росии да будет царь государь и великий князь Михаиле Федорович и всеа Росии!»...  Боляра же в то время страхом одержими и трепетни трясущеся, и лица их кровию пременяющеся, и ни един никто же може что изрещи, но токмо един Иван Никитич Романов (дядя будущего царя) проглагола:

«Тот есть князь Михаиле Федорович еще млад и не в полне разуме».

А дальше избрание мало отличалось от узурпации власти:

«Казаки же ведающе их умышление и принудиша им, боляром, крест целовать (на верность Михаилу Романов). И целоваша боляра крест». 

 Для Пожарского и Трубецкого Михаил Романов,  его мать Марфа, дядя Иван Романов были предателями,  находившимися в Кремле вместе с поляками, когда его штурмовали ополченцы.  Когда они в числе прочих сторонников Владислава и Семибоярщины выходили из крепости, толпа их чуть не разорвала.

Позднее этот факт был поставлен с ног на голову:  будущий царь с родственниками превратился в пленников польских «интервентов»  ( что, впрочем, не снимает вопроса об особенностях их питания в период "кремлевских посиделок").

Приход «партии Романовых» к власти, похоже, был неизбежен.

Не сложно догадаться, кто привел их к власти…»

Источник:  К.Мямлин, Обрезанные цари, см.:

http://communitarian.ru/publikacii/skrytaya_storona_vlasti/obrezannye_cari_chast_iii_i_kto_est_podlinnyy_pravoslavnyy_car_25042015/