Дух наживы и русские БОГИ

 

Ты жалок потому, что вера,

Слава, гений

Все, все великое священное Земли,

С усмешкой глупою

Бессовестных стремлений

Тобой растоптано в пыли.

М.Ю. Лермонтов

 

 

В наш век всеобщей разнузданности и распущенности – принцип честности, положенный в основание какого-либо общественного учреждения, представляет собой явление чрезвычайной редкости.

Жадное стремление к деньгам и к различного рода приобретениям, уничтожившее всякое понятие о нравственных идеалах, начинает все более и более охватывать наших дельцов.

Нажива – вот единственный стимул, служащий для этих господ началом и концом их деятельности и желания стяжать мирские блага, без труда, путем легким, путем различных комбинаций – заставляет их забывать всю безнравственность средств, употребляемых ими для достижения своей цели.

Не получившие никакого образования, развращенные до мозга костей – эти пройдохи составляют УСТАВЫ за УСТАВАМИ, учреждают различные акционерные предприятия, различные БАНКИ, КАССЫ и приманивая огромными барышами, как баранов, стригут нашу почтеннейшую публику, стригут и стригут.

Мы постоянно нуждались в деньгах не для производства, а для непроизводительного их обращения, барышничества, биржевой игры…

Несмотря на таможенную систему, наши фабрики и заводы сделали очень мало успехов, земледелие находится еще по сие время в первобытном состоянии.

Причина такого поразительного застоя и расстройства нашего народного хозяйства объясняется довольно просто.

Всякая производительная промышленность для своего развития требует усиленного труда и знания, а мы мало и дурно работали и ничему не учились.

Мало того: все наши оборотные капиталы постоянно и всевозможными путями обегали производство и до сих пор обегают его.

Они истребляются тунеядством, отвлекаются от дела на бездельные меркантильные спекуляции, на торговый обман, лихоимство, азартную биржевую игру или поглощаются, наконец, такими акционерными предприятиями, которые прибыльны для одних лишь учредителей и директоров компаний.

Одним словом, без сомнения, у нас нуждаются в деньгах для ажиотажа, для спекуляций, для порабощения труда и поддержания тунеядства.

Отвращение от работы, жажда обогащения путем обмана и прикрытого насилия вот смысл всех возгласов о нашем ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ!

Эта распущенность, эта ненасытная жажда наживы, попирающая все «ВЕЛИКОЕ, СВЯЩЕННОЕ ЗЕМЛИ», проникла во все слои общества, охватила всех и каждого и представляет собой стройный аккорд разнузданности и безнравственности и доказательством нервно-психического контагия и душевных эпидемий.

Бывают эпохи всеобщей деморализации, говорит В. Кандинский, когда нравственное чувство, по-видимому, исчезает. Прежние БОГИ остаются за штатом, и животный инстинкт человека единственную цель жизни видит в грубых чувственных наслаждениях.  

Безумная расточительность, великолепие домов, роскошь домашней обстановки; сладкие яства и щегольство одежды; беспечность жизни; жадность на наслаждения и соблазн внезапного обогащения – вот цель и стремления нашего общества.

И, как естественное последствие этого, - страшная дороговизна, ростовщичество, спекулятивные плутни, полный разгар хищнических инстинктов, стремящихся к эксплуатации человеческой глупости и обширное поле для пропаганды различных вредных учений, под игом которых погибают лучшие здоровые силы…

Каким тяжелым гнетом ложится и как вредно отзывается нравственная распущенность на ДУХОВНОМ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА.

Подобно эпидемии оно заражает и отравляет ДУШУ ЧЕЛОВЕКА и порождает собой величайшие беды.

 

Откуда же взялся этот странный РУССКИЙ ОЛИМП?

 

Говорят, что старые БОГИ уходят из русской жизни.

Какие это БОГИ?

Вернее было бы назвать их идеалами, если бы между идеалом и божеством не было существенной разницы.

Идеал – земного происхождения.

Божество – небесного происхождения.

Идеал создается нашим чувством, нашей мыслью.

Божество дается нам извне, откровением.

Авторитетами нашими были: Вольтер, Гегель, Фурье, Конт, Молешот, Дарвин, Маркс – всех не перечесть.

Наши БОГИ почерпнуты из книг этих авторитетов: они служат для нас ЕВАНГЕЛИЯМИ.

Ветхо- и новозаветный БОГ был упразднен.

Возникло своего рода СВЕРХ-ЯЗЫЧЕСТВО.

Вся Россия была признана АДОМ, мрачным, кровавым, требовавшим мученичества и бесконечных жертв.

В этом АДУ, правда, многие праведники устраивались очень сносно, но, тем не менее, полагалось, что и они страдают, переносят нечеловеческие муки, чтобы и себе и другим подготовить лицезрение радостного РУССКОГО ОЛИМПА с его светозарными БОГАМИ.

Какие же БОГИ восседают на РУССКОМ ОЛИМПЕ?

Прежде всего, конечно, громовержец ЗЕВС. Пока его заменяет ПЛУТОН, то есть бюрократия – страшный БОГ, уничтожающий людей и натравливающий на них своего лютого ЦЕРБЕРА.

В АДУ, конечно, не может быть другого БОГА. Он всемогущ, он создает тот мрак, ту непереносимую атмосферу, в которой мы задыхаемся, те условия, которые обессиливают нашу руку и лишают нам способности приложить ее к живому делу.

Супругу ЗЕВСА, сварливую ГЕРУ, сменила богиня СВОБОДЫ. На греческом ОЛИМПЕ такой богини не было. Древние греки были ярыми государственниками. Личность там поглощалась государством. У нас личность стоит на первом плане, государство – на втором.

Тем не менее, русский ЗЕВС признается всемогущим. РУССКИЙ ОЛИМП примиряет это противоречие: и СВОБОДА и ЗЕВС одинаково всемогущи.

Третье божество на РУССКОМ ОЛИМПЕ – другая жена ЗЕВСА – ФЕМИДА.

Но русская ФЕМИДА нисколько не похожа на греческую. Она изменила своему супругу ЗЕВСУ и завела шашни с кровожадным богом РЕВОЛЮЦИИ, которому мы, безусловно, поклоняемся, даже когда его клевретами являются разные АЗЕФЫ.

Греческая ФЕМИДА заботилась о сохранении установленного порядка.

Русская ФЕМИДА, вместе с своим возлюбленным, стремится, чтобы доставить торжество справедливости, к ниспровержению всякого порядка. Это основная задача русской ФЕМИДЫ.

Вторая же ее задача заключается в том, чтобы раздавать обывателям всевозможные права, при непременном условии не соединять этих прав с какими-либо обязанностями.

Очень почетное место как будто отведено на РУССКОМ ОЛИМПЕ ПАЛЛАДЕ-АФИНЕ, как покровительнице науки, ученых и учащейся молодежи. Но и тут замечается некоторая разница.

На РУССКОМ ОЛИМПЕ ПАЛЛАДА-АФИНА не пользуется самостоятельностью и подчинена своему брату АПОЛЛОНУ, защитнику государственного и гражданского благоустройства.

Если в средние века наука признавалась прислужницей богословия, то на РУССКОМ ОЛИМПЕ она признается прислужницей политики.

Светлый облик ПАЛЛАДЫ-АФИНЫ таким образом тускнеет: где ей покровительствовать научным открытиям и самой науке, когда ее братец может во всякую минуту приказать: «Ну, теперь, матушка, бастуй». Или заставить ее ФАЛЬСИФИЦИРОВАТЬ научные истины в угоду политики.

Откуда же взялся этот странный РУССКИЙ ОЛИМП?

Ни один рассудительный человек его выдумать не мог. Мы ему всецело обязаны откровению.

Вольтер и Фейербах были вольнодумцами – мы совсем отвергли БОГА.

Гегель толковал о том, что АБСОЛЮТ воплощается в данном народе – мы возомнили себя этим народом и уверовали, что именно мы призваны одарить мир новым ОЛИМПОМ.

Бюхнер и Молешот, как материалисты, отвергали идеальный элемент в любви – мы восторгаемся свободной любовью, то есть просто случкой.

Социалисты – сторонники имущественного равенства людей, и мы готовы совершенно упразднить собственность.

Так получился РУССКИЙ ОЛИМП!

Быстро развивающаяся жизнь громадной страны то и дело предъявляет тысячи запросов, из которых каждый для своего решения требует массу дельных работников, а мы только повторяем заученные фразы: правительство и создаваемые им условия во всем виноваты или все спасут; свобода все излечит.

Повторять эти фразы может каждый школьник, и даже попугай. Но именно РОЛЬ ПОПУГАЕВ нас особенно соблазняет.

Вдумываться в запросы жизни, решать многообразнейшие задачи, ею настойчиво выдвигаемые, выработать в себе идеалы соответствующие этим задачам – это нас нисколько не соблазняет.

А все потому, что для этого требуется внимательное изучение жизни, ум, выдержка, характер.

Не проще ли повторять ИЗБИТЫЕ ФРАЗЫ?

Вот старые БОГИ и не уходят из русской жизни…».

В статье использованы фрагменты книг Сементковский Р.И. Современная Россия (СПБ, 1909, с.154-160) и Ярмошкин В.В. Дух наживы. Экономическо-нравственный этюд (СПб, 1877, с.5-7).

 

Александр Рашковский, краевед, 1 ноября 2015 года.