Чем запомнился Год, которого так ждала читающая  публика? Литературными премиями от нашего имени (и из нашего  бюджета), но присуждёнными, как всегда, без нашего участия и, как всегда, по непонятным  читателю-налогоплательщику критериям?

Кто  и за какие заслуги отвалил "гриновских" 100 тысяч г-же Абгарян (фамилия по версии газеты "Вести. Вятка") или Абрагян (по версии "Навигатора")? В посвящённом ей критическом материале журналисту "Вятского края" В.Бакину пришлось то и дело "запикивать"  не приличествующую дамским устам похабщину. Ничего себе "литература для детей и юношества"!

 Юным читателям не стоит  учиться русскому языку и у второй гриновской лауреатки, которую премия "одновременно и воодушевляет, и накладывает огромную ответственность". Вообще-то накладывают кашу, а ответственность налагают.

Так же боком, как и в предыдущие три года, наверняка минуют местных книголюбов мероприятия с Е. Гришковцом в качестве лауреата премии М. Е. Салтыкова-Щедрина. Во-первых, мало радости встречаться с этим во всех смыслах неинтересным человеком. Во-вторых, с приглашёнными персонами правительство имеет обычай общаться ну очень кулуарно. Пришла я однажды в назначенное время на встречу с О. Лукас в музей Салтыкова-Щедрина, а междусобойчик, оказывается,  уже отбыл на дружескую трапезу.

Кураторы вятской культуры привыкли личных гостей  удоволивать за казённый счёт. А кого стесняться – своя рука владыка! И с третьей премией  года – имени А.И. Герцена – вряд  будет по-иному.

Между тем, даже названные  премии можно и нужно использовать для просвещения и  украшения жизни  всех  кировчан. Выдвижение кандидатур на премии, обязательно заблаговременное. Обсуждение в СМИ и в библиотеках кандидатов и (главное) их произведений.  Обязательно публичное голосование, например, на  специальном празднике в Александровском саду. Волонтёры отлично его организуют, с выдумкой и без чиновничьих подтасовок. Интернет-голосование вряд ли годится – не празднично.

Это были бы праздники приобщённых к культуре людей, а не традиционные у нас дебильноватые свистопляски ряженых. Пора вспомнить и такое подзабытое развлечение, как викторины - с символическими призами. Темы их тоже лучше объявлять заранее, чтобы стимулировать чтение и перечитывание лучших книг.

 Вот пример викторины по страницам  "Собачьего сердца" М. Булгакова:

  1. Любимая опера профессора Преображенского?
  2. На какой улице был дом профессора Преображенского?
  3. Как фамилия его  домовладельца и почему это важно для носителей современного русского языка?
  4. Какого цвета был домашний халат профессора? Синоним?
  5. В связи с чем профессор упоминает о "турецком седле"?
  6. Как отреагировал Шариков на обращение "господин"?

К сожалению, не повезло в Год литературы и традиционной для местного "Эха Москвы" радиорубрике "Дай почитать!"  Слушателей потчевали рассказами об англоязычных детективах, хотя именно детективы, с их засильем сегодня, скорее нуждаются не в рекламе, а в антирекламе.

Как не пожалеть о первом ведущем рубрики  Б. Павловиче, которого в качестве незаурядного знатока книг вятская публика ценила даже больше, чем  режиссёра. По-моему, сегодня, кроме представления новинок,  уместно напомнить и о том будущем, которое провидели  Оруэлл, Замятин, Войнович, Кабаков и др. классики жанра.

Что лично до меня, то, несмотря на множество по-своему интересных людей вокруг, лучшим моим собеседником  на все времена остаётся книга. Я за Год литературы длиною в жизнь!