Девушки любят ходить на Столбы. Во-первых, там красиво, а девушки любят, когда красиво. Во вторых, где ещё найдешь смелого и сильного парня, как не на Столбах. А, в третьих, где ещё проверишь своего парня. Вот он в городе перья распускал, а на Столбах - не ах, шаг ступил на карниз, и вниз, а значит, ты его не брани, гони. Как-то так, да.

Однако многие девушки на Столбах многим парням ещё и фору дадут. Я вот доберусь как-нибудь, например,  до Дуськиного камня и до самой Дуськи.
Но в любом случае без девушек Столбы - не Столбы.

А сегодня захотелось рассказать о двух девушках-Беркутянках. Вот одна выглядывает из-за плеча, с тонким лицом. Это Надя Шапир.

А вот она же с подругой-беркутянкой  Дусей Овсянниковой. 


А вот она уже в тридцатых годах.
 
Ну, так эти девушки лазали так, что мне, например, и не снилось. И обе вышли замуж за столбистов, но судьба их сложилась похоже, но всё-таки по-разному.
Надя была "красной", как и многие в Беркутах. Это вообще была одна из самых политизированных компаний. Повторюсь, в основном столбисты по убеждениям были, скорее, анархистами, в исконном, по Кропоткину, смысле анархизма. Тем не менее на Столбах были (и есть) представители всех политических течений, но не по этому признаку они там выделяются, как внутри компаний, так и между компаниями. Надя была ярой большевичкой, а Дуся вообще политикой не интересовалась, что не мешало им дружить.

Надя Шапир вышла замуж за беркутовца Семена Горбунова (к их дочери мы и ездили в Екатеринбург). В начале тридцатых они разошлись, причём из-за идейных убеждений. Семен был убеждённым троцкистом, а Надежда придерживалась линии партии. В результате семьи не стало. В 1935 году она - второй секретарь Иркутского ГК партии, а Семен в Красноярске - директор физкультурного техникума, Конец же был один: Семена загребли еще в 1935 и дали три года, где-то в лагерях он и сгинул. Надежду взяли в 1937. Все пытки она выдержала, но когда ей пригрозили, что дочь тоже арестуют, она всё подписала и была расстреляна.
 
Ну, а Дуся Овсянникова вышла замуж за будущего директора заповедника "Столбы" Александра Яворского. Так породнились Беркуты и Каратановская компания.. Яворский в 1937 году тоже "загремел" на 10 лет, хотя политикой не интересовался вообще. Его обвинили в том, что он готовил группу столбистов, чтобы через кремлёвскую стену попасть в Кремль и там убить товарища Сталина. Ни больше, ни меньше. Отбывал срок в Вятлаге и написал там поэму "Столбы". Но это отдельная история, до которой мы ещё доберёмся.
 
Оригинал