Четыре года назад, в Енисейске, опрашивал я Крестинью Ромащенко. Сначала к ней пошли студентки Енисейского педколледжа, но быстро вернулись, потому что она их в дом не пустила и до самой калитки охаживала их веником. Суровая была бабушка и решительная,  но опросить её хотелось, потому что была она, как-никак, 1918 года рождения. Так что я всё-таки к ней пошёл, но в первый день не включал диктофон и ничего не фотографировал, да и беседовали мы о том о сём, меньше о репрессиях и больше о том, что молодёжь нынче не та пошла (я уже в том возрасте, что легко могу поддержать разговор на эту тему).

А потом я сходил к ней ещё несколько раз, уже с диктофоном и фотоаппаратом. Разговаривали мы в основном о лагерях (а они сидела и даже фигурировала в нашей Книге памяти, которую я ей потом выслал), А про раскулачивание разговор шёл как-то мельком.

К чему я это: в фонде лишенцев Березовского района, конечно, эта семья нашлась, я её только что оформил окончательно. Очень интересно, когда в архиве попадаются дела людей, с семьями которых ты был знаком. С родителями твоих одноклассников, например. Или вот с Ромащенко. Бабушка боевая, я её хорошо помню. И это первый случай. Когда я лично знал человека, который потом попался мне а архивах.

РОМАЩЕНКО Демьян Васильевич.  Род. в 1870. Проживал в с. Каргала Каргалинского с/с Березовского (ныне Назаровского) района Ачинского округа. Состав семьи: жена Акулина 1883 г.р., дети Крестина (Христина) 1918 г.р., Иван 1912 г.р., его жена Матрена 1911 г.р., Петр 1903 г.р., его жена Фекла Филипповна 1903 г.р., их дети Петр 1925 г.р., Михаил 1927 г.р.  Лишены избирательных прав в 1929, раскулачены по третьей категории.  (Назаровский городской архив, ф. Р-10/584, оп. 3. дело  5, 21, 23, 954, 956.
 
Оригинал