На днях на улице Спасской установили новую городскую скульптуру – "Место встречи". Интернет пестрит фоторепортажами с торжественной церемонии открытия, на которую был приглашён весь вятский истеблишмент. Блогосфера пестрит откликами. Кто-то радуется. Кто-то ругает. Всё, как всегда....

Массивные бронзовые фигуры барыни и её кавалера с букетом цветов, встретившихся под часами, стали предметом обсуждения культурологов, ньюсмейкеров, блоггеров и простых горожан, которые с радостью бросились делать "себяшки" возле новой местной "знаменитости". Мнения относительно художественной ценности скульптуры, конечно, сильно расходятся. Но факт, что появление очередной "малой архитектурной формы" стало заметным событием в жизни города, вряд ли кто будет отрицать. Впрочем, интересно другое. 

На табличке, которая установлена в основании скульптуры, очень нескромно значится имя Валерия Крепостнова. Сопроводительный текст расставляет акценты. Вроде как главный посыл этого монумента заключается в благодарности нескольким поколениям мастериц дымковской игрушки, которые... И так далее. И так далее. Собственно, идея сама по себе содержит некий гуманитарный посыл. Никто и не спорит, что наши мастерицы достойны и благодарности, и похвалы, и почёта, и памяти. Смущает лишь фамилия мецената, на чьи средства и состоялся "банкет". 

С одной стороны, все мы понимаем: любой каприз за ваши деньги. Пользуясь универсальной формулой "Кто девушку угощает, тот её и танцует", находим искомое: имя и фамилия "угощающего" красуются прямо на табличке у ног девушки. То есть барыни. Чтобы все будущие поколения знали, кому именно обязаны этой красотой. Неплохая возможность войти в историю города и увековечить своё имя. Имеет полное моральное право, правда ведь? Кто может упрекнуть?.. Никто. Потому что это не очень удобно – акцентировать внимание на подобных вещах... И все относятся, как к должному. А что до того, что мастерицы, в честь которых вроде как всё и затеяно, упомянуты во множественном числе, так это мелочи жизни. Чего уж там! 

Вероятно, та цена, которая заплачена за всё это удовольствие, вполне оправдывает скромные цели – остаться в истории города – скромных же вятских меценатов. И уж, конечно, совсем не к месту вспоминать священное писание ("Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры..") и заповеди. Это только на Рождество да на Пасху всякий человек на Руси, вне зависимости от толщины мошны, становится ужасно верующим и истово крестится на камеры, подобно первым лицам государства. На Вятке ещё модно пройти один-два квартала в первых рядах Великорецкого крестного хода. Ну, чтобы все знали... Ладно, не станем продолжать. Всё это высокие материи. И вопрос совести каждого отдельного взятого человека, о которой, конечно, никто не вправе судить. 

И всё-таки, становится не очень ловко за отдельных людей, когда видишь, как амбиции благотворителя, спонсора и благодетеля порой берут верх над бескорыстным желанием подарить что-то своему городу. Почему-то мне кажется, что анонимный даритель – именно за счёт скромности, которая, как известно, украшает, – имеет не меньшие, а то и большие шансы войти в летопись города и тем самым сохранить своё имя для потомков, чем конкретный человек, чьё имя значится на табличке.