Ещё в 50-60-ых годах XX века историки и политологи, изучавшие национал-социалистическую и сталинскую модели государств, назвали 6 признаков, которые лежат в основе любого тоталитарного государства: монополия массовой партии; возведенная в ранг абсолюта идеология; террористическая тайная полиция; монополия на средства массовой информации; монополия на вооружение; централизованное руководство хозяйством. Итак, что у нас? 

1. Монополия массовой партии не очевидна, но ЕдРо – основная политическая сила страны, поддерживающая репрессии против любой политической активности и проявлений свободомыслия. 

2. «Возведённая в ранг абсолюта идеология» только намечается, но её черты хорошо видны. Очевидно, что после идеологического вакуума 90-ых государство выбрало курс на православную идеологию: РПЦ с позволения и при поддержке государства рвётся в детские сады, школы, институты, армию, постепенно замещая КПСС. 

3. Террористическая тайная полиция у нас существовала всегда ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ – внутренняя политическая полиция, использующая террористические методы как средство устрашения. 

4. Монополия государства на средства массовой информации. Учитывая, что для 90% россиян телевизор остался основным источником информации – монополия очевидна. Редкие сетевые и печатные оппозиционные издания не в счёт – настоящая массовая информация давно контролируется государством. 

5. Монополия на вооружение. Многие могут подумать, что имеется в виду армейское вооружение, но нет – здесь имеется в виду право населения на владение оружием. И здесь у нас полная монополия. Тем более удивительно она выглядит на фоне бывшей Российской империи, где оружие было разрешено к продаже и ношению. 

6. Централизованное руководство хозяйством. Вот этого у нас явно пока нет. Государственное хозяйство у нас в большей степени де-централизовано, хотя и подчинено «узкому» кругу преданных «менеджеров» или олигархов, которые укоренены в мировую экономику. Предпринимательство так и не стало заметной частью ВВП России.

Вывод прост: Россия склоняется к тоталитарному государству. От полного впадения в тоталитаризм нас удерживает лишь участие в международной торговой системе. Но последние шаги Кремля и Госдуры (у нас больше никого и нет на политическом пространстве) показывают, что выбор между международной экономикой и экономикой «мобилизационной», управляемой «из центра» у нас стоит как никогда остро. Гадать не будем, скоро увидим. То ли революция, то ли – тоталитаризм. Выбор в этой ситуации невелик.

Оригинал