Мир тесен. Повёз свой школьный краеведческий отряд в село Шестаково, которое люблю со студенческой поры. Красивейшие места на берегу Вятки, близкий друг Дима - сотканный из противоречий книгочей и умница, пчёлы и мёд, мёд, мёд на пасеке Юрия Константиновича. Воспоминания об Альберте, любителе медовухи, писавшем диссертации и научные работы на английском языке. Музей в местной школе, созданный руками и стараниями вечно беспокойного Андрея, моего предшественника по нынешней должности и тоже друга. Любовь Фёдоровна в качестве церковного старосты, пятнадцать лет возглавлявшая Вахрушевскую школу...
И бывший дом культуры, в котором несколько лет назад шли дискотеки, а сейчас восстанавливается Никольская церковь. Когда я вошёл в храм, то обомлел.

Мои мальчишки и девчонки очень-очень не хотели никуда ехать. В лагере же интересно - их ровесники танцуют, поют, играют, развлекаются, столько общения и веселья за день уходит с этой поездкой. Надоел я им со своими экскурсами в прошлое и краеведческое настоящее хуже пареной репы. Но настоял, уж больно понравились эти ребята, случайно попавшие в мой отряд. И когда они вошли в церковь (девочки смешно повязали на головах косынки из отрядных галстуков, но в таком возрасте они в любом виде прелестны), то ахнули. Мне кажется, та картина, которую они лицезрели, сохранится в их памяти навсегда.



А увидели мы художницу, скромно, даже застенчиво встречавшую нас взглядом. Она стояла посреди огромного, пустынного, в цементе и камне зала, держа в руках кисть. А наверху, под куполом, была возвращённая к жизни красота.







И этой художницей была Лена, которую когда-то я мог похвалить в студенческой общаге: "Ты неплохо рисуешь". Елена Юрьевна, создательница кукол на фабрике "Весна", теперь подобно Микеланджело или Феофану Греку поднимается на лесах на огромную высоту и создаёт фрески. Часть сохранившихся росписей реставрирует, часть пишет сама. Конечно, на общественных началах, как и вся семья Медведковых, воплощающих свою давнюю мечту в рельность.

"Как можно танцевать на могилах?!", - двадцать лет назад возмущался Юрий Константинович. Никольская церковь была построена в 1765 году на средства местных жителей. В течение 18-19 веков три рядом стоявших храма слились в единый объём с общей трапезной частью. Воздвигнутую в к.19 века колокольню проектировал знаменитый И.А.Чарушин. В советские времена в храме организовали клуб. Но нет худа без добра. Храм не взорвали. Там, где в церквях оборудовали склады, мастерские, конюшни, здания разрушались. Здесь же оно сохранилось довольно хорошо.
После передачи в 2012г. Никольской церкви приходу энтузиасты вывезли с территории несколько десятков телег мусора, разобрали деревянную обшивку стен, пол, потолок, восстановили оконные премы, восстановили разрушенные кирпичные арки. Были установлены котлы и система местного отпления, проведён частичный ремонт крыши, восстановлен фундамент. 



Один из крестов (см.ниже) дождался в Шестаково случая (уже в период активного восстановления церкви), когда при ремонте водопровода был зацеплен бульдозером и вытащен, закопанный, из земли. Рабочие потащили сдавать его в металлолом. Однако приходу с ними удалось договориться, а местный умелец придал ему вид не хуже первоначального.


Я восхищаюсь вами, мои шестаковские друзья и товарищи, творящие нашу родную историю.
Кстати, и молодёжь не пострадала. Танцы сейчас проходят в просторном кафе.

Оригинал