Покидающий свой пост президент Польши Бронислав Коморовский (в конце мая во втором туре продул выборы популисту Анджею Дуде - http://rusnord.ru/politic/33812-v-odnu-dudu-polsha-progolosovala-za-zamorozki-s-rossiey.html), решил уйти так, чтобы напоследок о нём поговорили. Как это сделать в век интернета, не прибегая к рукоприкладству и самострелу? Связать собственную фамилию с другой, более популярной в интернете, чтобы поисковик сразу же выдавал ссылку. Вот и получилось – « Коморовский… Путин… тоска».

Но надо ещё сделать так, чтобы публикацию прочитали. Тоже не сложно: «Коморовский знает, о чём тоскует Путин по ночам». Открываешь, а там вместо эротики и сплетен… покойный СССР.

«Я уверен, что Путин, ложась спать, думает о том, почему распался Советский Союз, и может ли он повернуть время вспять», - цитируют международные СМИ фрагмент выступления Коморовского на конференции по безопасности в Словакии. По словам польского экс-президента, на протяжении последних лет российский лидер «эффективно убеждал граждан в том, что времена СССР для них были самой лучшей эпохой».

И я тоже прекрасно помню эту фраза. Как слышу, так саркастически улыбаюсь. Ибо ничего в ней нет, кроме вполне понятного популизма перед определённым слоем российского общества. Да, ещё ностальгии по собственной молодости, я тоже, нет-нет, да вспомню с умилением, как бодро носился по Москве конца 80-х в поисках хоть какого-нибудь продукта.

Давайте сразу определимся. Я настаиваю на том, что СССР – это, прежде всего, социализм. Но никак не Евросоюз, откуда, если кому-то не нравится, можно запросто выйти. Или запросто вылететь, как Греции, остальные только перекрестятся. И никто не собирается, например, в Польше вводить обязательное изучение немецкого языка, или ставить французов вторыми номера в исполнительных ветвях власти. Если кто успел забыть, в Союзе такое практиковалось в отношении союзных республик.

Пан Бронислав не может об этом не знать, ибо во времена польского социализма заканчивал исторический факультет Варшавского университета. Соответственно, СССР для него – это не просто Российская империя, в которую периодически входила Польша, а что-то более идеологически монструозное.

Не хочется в очередной раз подробно возвращаться к польской истории, страна мне не чужая (по крови), часто он ней пишу. Разве что в очередной раз отмечу – отличительная черта национального менталитета этого народа – обижаться на внешние факторы, забывая о собственных внутренних огрехах. На первом месте среди врагов – русские и немцы (евреи идут отдельной строкой вне конкуренции). Сегодня на немцев громогласно обижаться… нет, не опасно, но не выгодно. Кто остаётся?

Я понимаю логику Коморовского, выбравшего для постпрезидентской критики именно СССР. Для Польши, страны крестьян-землевладельцев и торгашей, обобществление было серьёзным испытанием. И это понимали идеологи привносимого социализма, для страны был придуман облегчённый режим. Не так, чтобы очень, но всё-таки – разрешалось, наряду с государственными, держать «приватны склепы» (частные лавочки определённой торговой площади), частные таксомоторы и фермерские хозяйства. Правда, в первых двух вариантах конкуренция с государственными в части налогов и проверок была такая, что выживали единицы, а в «господарьствах» был запрещён наёмный труд (только члены семьи и родственники земельных арендаторов). Зато потрафили национальному сознанию – любой поляк при удачном стечении обстоятельств мог стать шляхтичем… хотя бы финансово.

А ещё у жителей этой страны имелось то, чего были лишены советские – относительно свободного выезда в капстраны. Как по турпутёвкам, так и на заработки. Без профкомовской проверки на лояльность и понимания текущего исторического момента, без чего из СССР невозможно было выехать даже в ПНР к близким родственникам. Не сомневаюсь, именно поэтому их «Солидарность» случилась раньше нашей перестройки – люди просто сравнили и попробовали на вкус два образа жизни, две системы.

Когда в 90-х я несколько раз бывал в Польше, то слышал поток жалоб от местных – «уж лучше, как при Звенздаке Радецком (Советском Союзе), чем так теньжко процовать как тераз (тяжело работать сейчас)». Уверен, что это привычное польское лицемерие… Коморовский знал, в какую точку бить.

А теперь к нашему Путину, к его тоске. Владимир Владимирович вообще не производит впечатления человека, умеющего тосковать по чему-то или по кому-то, эти чувства не его формата. Да и стоит ли конкретно по СССР, что в той стране его ожидало?

Наряду с понятием «карьерный дипломат», в Советском Союзе существовало и такое, как «карьерный кгбешник». Это тот, кто не с улицы пришёл в органы, польстившись на романтику «Мёртвого сезона», а представители славных чекистских династий. Мой лучший армейский дружок был, как раз, из такой семьи, рассчитывал из армии прямо в Высшую школу КГБ. Но в одной драке в учебке получил серьёзное сотрясение мозга, после которого стало садиться зрения. Я наблюдал за ним и поражался – это была настоящая катастрофа надежд. В КГБ он всё-таки попал, но окольными путями – до сих пор служит в каком-то секретном подразделении МИДа, где за рубеж пускают только по работе по синему служебному паспорту. Зато надолго, два-три года минимум.

А Путин… после службы в советской резидентуре в Дрездене его переводят проректором по режиму советского неспециализированного вуза. По тем временам это означает карьерный крах, типа того, как хозяина Кубани Сергея Медунова вместо посадки перевели в замминистры плодоовощной промышленности, чтобы только не позорить ветерана увольнением. Ну, а если в современных реалиях, это как перевод главы отдела Газпрома проректором Московского университета культуры по капстроительству. Доходчиво?

За что так с Путиным? Не знаю, будем считать, что за излишний либерализм и прогрессивные взгляды. Но, по любому, такого карьерного взлёта, какой он получил после работы у мэра Собчака, ему в той системе не видать ни при каких обстоятельствах. Так о чём жалеть, о старом ушастом «Москвиче» и шести сотках в огородном товариществе? Бедняга даже развод не мог себе позволить… сразу бы ушёл в отставку без памятного подарка от командования.

Ещё один важный штрих. Находясь в командировке в ГДР, Путин наверняка имел возможность, если не бывать, то внимательно изучить логику жизни страны по ту сторону Берлинской стены. Наверное, поэтому в экономическом блоке правительства бал правят либералы… что же касается душевных терзаний, так это лишь софистика. Помню очень пренебрежительную фразу нашего президента о том, что в СССР хорошо производили только калоши для развевающихся африканских стран (точность цитаты не гарантирую, но за смысл отвечаю). Какая ещё тоска по СССР?

Союз именно из-за этого и начал распадаться. Народ стал выезжать за рубеж, видеосалоны появлялись как грибы после дождя, все воочию убедились, как вкусно и ароматно загнивает капитализм. И захотели также, только сейчас память начала подводить от переедания.

Видели пресс живота Путина? Ни грамма жира! С чего ему-то тосковать?!

Оригинал