Очень большой проблемой российского имперского сознания является политическая дальнозоркость. В масштабе страны первыми запустили спутники, но обсуждаем это в очереди за туалетной бумагой. В целом построили самый большой метромост, но в частности до конца жизни ходим по грунтовке. Для того, чтобы оценивать результаты более однозначно, возьмем конкретный пример. И пусть срок больше десяти лет однозначно стоит считать значительным, рассмотреть его мы попробуем в очень ограниченном пространстве: один на один километр среднего российского района среднего российского города.

За полтора десятилетия может успеть измениться многое. Большинство стран Варшавского Договора за это время проделали путь от социализма к Евросоюзу. Гитлер за тот же период из популярного политика превратился в завоевателя половины Европы. А СССР восстановился после войны и запустил свой первый спутник.

Совсем недавно вышел фильм о том, как изменилась Россия при Путине. Я попробую отобразить видение перемен на самом простом из возможных примеров.

16 лет подряд я прожил в спальном районе на окраине Рязани. Сразу оговорюсь, сроки не будут точно соответствовать путинским: происходило это с 1996 по 2012 год. После этого я ушел в армию. Также, как уходили мужчины за полвека до моей очереди. Правда, при Путине правила изменились: уйти потребовалось всего на один год. Но сама армия, судя по рассказам предыдущих, изменилась не сильно.

Район, или, точнее, микрорайон, о котором пойдет повествование, считается не самым плохим: до центра города недалеко, почти все близко и кругом зелено, а летом в сквере неизменно включают фонтанты. Мимо этих фонтанов я долгие годы ходил в школу, поэтому район мне по-своему до сих пор дорог. Если брать в целом, то место вполне подходит для описания среднестатистического городского ландшафта в России.

Когда я вернулся из армии, я заметил некоторые изменения. В частности, под ногами появился (впервые) полноценный асфальт. Даже чуть лучше, чем на плацу у нас в части.

За период с 1996 года вместе с асфальтом в районе поменялись окна обеих школ и роддома - теперь они сделаны из пластика. Вокруг школ выросли металлические заборы.

Некоторые символы прежней эпохи, к слову, благополучно исчезли: не стало поросшей ржавчиной стеллы высотой в четыре этажа, а также полуобвлившихся букв «Слава КПСС» на крыше девятиэтажки.

И больше совсем-совсем ничего не изменилось? Конечно, нет. Поменялось очень многое. Чего стоит хотя бы то, что грязь дворов между панелек теперь плотно покрыта рядами иномарок. Первые этажи зданий обросли магазинами и мастерскими, а рядом со сквером вырос большой и красивый храм. В шаговой доступности теперь есть аптеки и банкоматы, а продукты можно купить в любое время суток.

За полтора десятка путинских лет жители микрорайона купили и дачи, на которые они теперь ездят на своих  машинах. Наверняка их территория благоустроеннее, чем усыпанные бычками грязные улицы. Парадокс: государство не тратит ни копейки на благоустройство дачных участков, но ситуация с чистотой и убранством, водооттоком и канализацией там оказывается лучше, чем в местах, куда налогоплательщики заботливо и ежемесячно вкладывают немалые суммы.

За время правления Путина Россия действительно сильно изменилась. Но почти все изменения произошли благодаря частному сектору. Все, кроме впервые переуложенного асфальта и современных окон. Но кто помог частному сектору сотворить приображение всего остального?

Количество госслужащих, эффективность которых можно оценить в том числе и исходя из данного примера, выросла в полтора  раза. За тот же период в рейтинге Doing Business Россия осталась примерно при своих – около сотого места списка из примерно двухста стран, две трети из которых являются странами третьего мира.

Россия с Путиным очень сильно изменилась. Можно сказать, что она изменялась параллельно, а не благодаря нему. Но и это не будет точным. Россия менялась вопреки текущей политической парадигме, где искоренение частной инициативы гораздо важнее систем водостоков и планов озеленения, которые также могли бы быть успешно решены при помощи частной инициативы. И тем не менее, она продолжает меняться.

Какой будет Россия без Путина? Этого мы не знаем. Но мы точно видим, что Россия с Путиным – это асфальт и окна за 16 лет и миллионы налогов. То есть Россия с Путиным – это чуть хуже, чем ноль. Чуть хуже, чем вообще без кого-либо.

P.S.: стала ли эта статья критикой России и ее жителей? Ничуть. Напротив: написанное здесь – попытка показать: простые, самые заурядные россияне могут менять многое своими силами, и у них это отлично получается без команд сверху.