По пути в деревню Ванюково, где у жены родительский дом, направо, в четырёх километрах от трассы Р173 Йошкар-Ола - Козьмодемьянск, есть село Кузнецово. Там каменная церковь св. апостолов Петра и Павла, построенная в 1876 на средства прихожан. На сайте Йошкар-Олинской епархии она описана как "сказочный терем" с нарядной раскраской в три цвета: бордовый, белый и зелёный. Спускаясь по асфальтированной сельской дороге, увидели внизу среди деревьев синий шатёр колокольни, подумали: ошиблись. Ан нет, шатёр и купола четверика действительно перекрасили в синий.




Ворота были закрыты, но проходившая мимо женщина посоветовала зайти в соседний дом. И вот знакомимся с отцом Иоанном. Он моркинский, из луговых мари, 63 года, перенёс инсульт, но служит каждый день, хотя теперь во многом вынужден полагаться на жену - матушку Анфису, чувашку. Специально для нас отперли храм - тут же в носу приятно защекотало от запаха сухой травы. На Троицу все полы усыпали скошенными одуванчиками. 



У отца Иоанна девять детей, помощники в церковых делах, четыре дочери замужем за священниками. Он называет детей по именам, загибая пальцы, путается, начинает сначала. Время от времени в открытые двери заглядывают прихожанки, всех отец Иоанн знает по именам, спрашивает о семьях.



Надо было ехать дальше. Тепло попрощались с отцом Иоанном, который ещё долго крестил нас вслед. На службу во Владимирской церкви не успевали, так что поехали сразу в Ванюково. Рабочий день закончился, и в дом потянулись соседи и окрестная родня. Вот как они узнают, что кто-то приехал? Каждый несёт что-нибудь съестное. Соседка Люба, школьная учительница, приготовила тарык - национальное горномарийское блюдо из створоженного молока с зелёным луком. А ещё угостила молодым мёдом со своей пасеки.



Братаниха (жена двоюродного брата) Альбина, приехавшая с внуком на велосипеде из д. Когаркино, привезла деревенского самогона и быстренько сварганила необычные бутерброды с салом. Они делаются так: на мясорубке перекручивается сырое сало с солью и чесноком, через день готово - намазывай на батон, как масло! Я житель городской и отважился на такой бутер, только хорошенько продезинфицировавшись самогоном.



Пока обедали, зашла соседка и позвала Любу окучивать картошку. Люба молча вскочила, и они ушли. Так здесь принято: все работы, даже сугубо частные, делают сообща. Никому и в голову не приходит оказаться или заставить упрашивать себе. Позвали - вскочил и пошёл. Раньше я только читал об этом, а теперь увидел своими глазами. Свидетельствую!

Всю ночь слушали соловьёв в вишнёвом саду и соседского бычка, бодавшего стену рогами. Наутро поехали в Церковь Владимирской иконы Божией Матери в селе Владимирском - на престольный праздник: 3 июня это не только день св. Константина и Елены, но и день Владимирской иконы Божией Матери, по-марийски Изи марья пазар "малый женский базар". Церковь в с. Владимрском (горномарийское название - Пысырман, от старого названия Бусурманское, т. е. нехристианское, черемисское) старинная, её построил в 1713 чебоксарский купец Михаил Игумнов на деньги, предназначенные в приданое рано умершей дочери. Колокольня возведена в 1835, каменная ограда - в 1868.



Вот здесь и крестилась ребёнком Лия - моя жена Лидия. Меня поразили полы, выложенные красивыми чугунными плитами, такие я видел в киевских храмах. Здесь находится одна из святынь Марийского края - как я понимаю, старинный список с той самой Владимирской иконы Божией Матери, с которой Иван Грозный ходил брать Казань. Фотографировать во время службы мы не решились, вот её изображение с сайта епархии.



В середине июня её понесут крестным ходом в Козьмодемьянск, "домой" она вернётся 5 июля, чтобы на следующий день снова принять участие в престольном празднике, по-марийски тоже марья пазар, только на этот раз кого"большой". Молельщиков было человек тридцать, в основном женщины, большинство, как я понял, из с. Кулаково, что в 5 км, - их привезли на стареньком автобусе.



На сайте епархии сказано, что служит там отец Михаил (Заузолков), но на самом деле он уже умер, вот его могила на церковном дворе:



Теперь служит иерей Алексий. У него как раз был день рожденья, и прихожан пригласили отобедать.



На сайте Команды Кочующих сказано: "Около села на спуске к речке Обуховке с правой стороны возвышается мощный дуб в возрасте не менее 400 лет, - живой свидетель славной истории старинного села Владимирское". Но местная жительница сказала, что о такой речке и не слышала, а два старых дуба есть. Мы поехали в указанном направлении, доехали до Волги, но дубов не нашли. Зато полюбовались видами.



Во время Изи марья пазар принято, что все ходят друг к другу в гости. Мы отправились к тёте жены - бабушке Ираиде в д. Алёшкино. Чем только нас не угощали! И жирным мясным супом, и жареными с луком волжскими карасями, и салатами, и домашней пиццей (дочка наготовила), но главное - настоящими марийскими пирогами! На столе присутствовали: пайкагыль (большой мясной пирог), падкагыли (пирожки) с яйцом и луком, с творогом, с сушёными яблоками, и вкуснейшее селмагинды (букв. "сковородка хлеб"). Пирожки появлялись тазик за тазиком, мы так ими увлеклись, что забыли про фотоаппарат.



На воротах, окнах дома и божнице - ветки рябины. Я спросил тётю Иру: зачем? Она ответила: не знаю, так принято - украшать дом на Троицу рябиной. На самом деле марийцы всегда верили, что рябина отгоняет злых духов, только не все об этом помнят. Даже в церкви у входа в святая святых стояли две срубленные молоденькие рябины.



Поблагодарив тётю Иру, отправились в обратный путь - через Чебоксары. На развилке дорог национальный горномарийский герой - сотный князь-гусляр Акпарс - на прощанье помахал нам рукой.

Оригинал