Неделю собираюсь с мыслями, чтобы написать пост о грядущих выборах в Сыктывкарский городской совет и в Госсовет Коми. Хотя и писать-то, в принципе, нечего.

В вопросе выборов в масштабе региона я мыслить не привык, поэтому напишу пару слов про Сыктывкар, проблемы которого мне хорошо знакомы. Если бы я избирался, то избирался бы в городской совет Сыктывкара.

С полгода назад я находился на одном мероприятии, где была почти вся общественно-политическая оппозиционная публика. Смотрел и думал, кто мог бы избираться в городской или региональный парламент и эффективно там работать. В основном полемика присутствующих была на уровне диссидентских кухонь. Все прекрасно знают, чем власть плоха, как надо сделать, чтобы все изменилось, но особо ничего для этого не делают. Деятельность по большей части ограничивается офигеванием от происходящего.

Из готовых, как мне показалось, избираться и более или менее эффективно работать было человек 5–7. Этого не хватит даже для того, чтобы в сыктывкарском совете большинство взять (там 30 кресел). В общем, довольно грустно, но почему так выходит?

Проблема, конечно, не в общественно-политической оппозиционной, как я это назвал, публике. Я и сам ее представитель. Проблема в том, что нет веры в возможность изменений. Нет перед глазами примера, зачем человеку тратить 200–300 тысяч на кампанию и потом сотни часов рабочего времени на городской совет. Зачем это, скажем, известному в Сыктывкаре общественному деятелю и моему другу Павлу Андрееву? Или любому другому молодому парню или девушке, имеющим свежий адекватный взгляд на вещи? В «Городских проектах в Сыктывкаре» есть человек пять, которые могут прекрасно провести предвыборные кампании и дрючить администрацию уже на бланках депутата. Я не смогу найти тезисы, чтобы убедить их начинать собирать подписи на выдвижение. Было бы проще, если бы перед глазами был пример. Вот смотри, говорил бы я, есть депутат, рубится там один со всеми. Было бы 2–3 депутата, было бы легче. А была бы фракция, так жуликам и лентяям вообще несдобровать. А если бы взяли большинство, то назначили бы своего сити-менеджера. Вот дела! Тут тебе и реформа системы управления общественным транспортом, и Ленина бы с площади в музей перенесли бы, и велодорожки бы по всему городу сделали! Заживем! Город мы назовем Нью-Москва, а Москву переименуем в Старые Васюки.

Но такого депутата перед глазами нет. Я очень надеюсь, что появится. У нас к следующему электоральному циклу смогут избираться, задумайтесь, граждане, которые родились уже после прихода Путина к власти. Это уже даже не мое молодое поколение, а следующее. И вот они-то с нашей помощью (или при непосредственном участии) и будут делать из Сыктывкара город, ну прям как Хельсинки, только немного лучше. Осталось найти нам светоч. Есть желающие?

В группе «Коми демократические праймериз» (я так подозреваю, Григорий Каблис ее организовал) собран некий расстрельный список людей, которые могли бы избираться. Лично мне импонируют в виде депутатов Виктор Торлопов, Светлана Уваркина, Нина Кустова (привет, Максаковка, Краснозатонский, Лесозавод). Григорий Каблис и Владимир Пыстин. Торлопов, Уваркина и Пыстин, кроме того, еще и электорально привлекательные. Из них в городской совет, насколько мне известно, готов избираться только Виктор Торлопов.

Еще есть Василий Бундзяк в Эжве, он умеет работать с новыми медиа. Из списка выше с ними отлично умеет работать только Уваркина. Она, кстати, в горсовет проскочила бы проще любого из единороссов с административным ресурсом и деньгами. Собачатники умеют собирать деньги на кампанию, у нее простая и понятная повестка и дофига ярких активистов.

Что насчет меня? Во-первых, у меня не погашена судимость (кто не знает, меня признали уклонистом от службы в армии). Не уверен, что с такой степенью тяжести я не мог бы избираться, но не важно. С декабря я живу в Санкт-Петербурге. Не думаю, что переехал в Петербург навсегда, но в любом случае в ближайшие несколько лет Сыктывкара в моих планах нет. Вероятно, основное, для чего я бы мог вернуться в город на полгода, — это организация штаба независимых депутатов и проведение их кампаний.

Что делать? Надо до конца недели определиться, кто принял решение выдвигаться. А тех, кто решение не принял, надо уговаривать, распределять округа и избираться.

Ипатова Фаина Павловна, Цветкова Надежда Федоровна, Кузнецов Андрей Геннадьевич и еще 27 непонятных личностей сейчас в городском совете. О них не то что горожане, о них даже Гугл не знает. Избираться можно. Избираться нужно обязательно. Ни «чё там у хохлов», ни «когда Путин уйдет» — ничего из этого не должно стоять на первом месте политической повестки. Выборы в городской совет с попыткой провести двух-трех депутатов — вот повестка.