На Арлингтонском кладбище с военными почестями похоронили русского князя Давида Чавчавадзе.

Отшучиваясь, как-то давно, в разговоре, он сказал мне, что мог бы претендовать на русский престол – формально, конечно, при определенных обстоятельствах. И улыбнулся.

Действительно, его отец Павел Владимирович – прямой потомок грузинского царя Георгия. Мать – великая княжна Нина Георгиевна, урожденная Романова. Дед Георгий Михайлович – двоюродный брат царя Александра Третьего, прапрадеды – царь Николай Первый и принц Вильям – король Датский, крестная мать – императрица Мария Федоровна.

И сам князь Давид Павлович Чавчавадзе был личностью весьма примечательной.

Семья переехала в Штаты в 1927, когда Давиду было три года. Он воспитывался в закрытом военном учебном заведении, а потом был принят в Йельский университет.

Во время войны служил в ВВС США на Аляске, был определен в военную разведку, с пятидесятого года без малого 25 лет прослужил в ЦРУ. Эти годы он описал в автобиографической книге «Короны и макинтоши: русский князь на службе ЦРУ». Кроме этой он написал еще несколько книг, среди которых ставшая библиографической редкостью книга «Великие князья».

Его близкие товарищи происходили в основном из семей первой волны русской эмиграции: Алексей Врангель – сын барона Врангеля, американский дипломат; князь Алексей Оболенский – переводчик Госдепартамента; граф Владимир Толстой-Милославский – профессор и многие другие.

Похороны прошли на Арлингтонском кладбище с почестями, положенными офицеру.

Похоронная процессия состояла из Старой гвардии в качестве оркестрантов, салютующего отделения, воинского эскорта, наездников и шестерки черных лошадей, запряженных в кейсон – черного цвета лафет.

«Обычай таким образом хоронить военнослужащих восходит еще ко временам английского короля Генриха Восьмого: такие же экипажи подвозили снаряжение к передовой, а на обратном пути превращались в похоронные дроги. Традиция же драпировать гроб национальным флагом – из времени, когда флаги использовались после битв в качестве саванов в ожидании похорон. Другой обычай пришел из глубины веков, от воинов-всадников империи Чингисхана. Он состоит в том, что в похоронной процессии ведут оседланного коня без всадника. Существовало поверье, что дух лошади должен сопутствовать ушедшему в иной мир хозяину».

1Эскорт всадников

2Салютующее отделение у гроба

3Салютующее отделение и оркестр Старой гвардии

4Гроб на лафете

5Отдание чести

6Эскорт всадников. Слева, по ритуалу, оседланные лошади без наездников

7У гроба

Оригинал