Слушайте, то, что я хочу сказать, это, наверное, банально и пафосно. Но я скажу.

Послушала тут на Дожде про шариат, про традиционные ценности, про семью и про счастье женщины, как его понимают некоторые люди, о чем они и высказались в эфире у Timur Olevskiy. Там Гейдар Джемаль рассказывал про то, как шариат защищает и обеспечивает права женщин. "Счастье женщины" он назвал "эфемерным понятием". Отлично, - подумала я, - отправить бы его жить в Тибет четвертым мужем и объяснить ему, что счастье мужчины - это эфемерное понятие.

Но речь не об этом. А о том, что и Джемаль и женщина-правозащитница из Чечни говорили прежде всего об имущественных правах. Это все, конечно, важно, утверждаю это как женщина, однажды оставшаяся в съемной квартире с трехлетним ребенком на руках, без алиментов и без всякой помощи. И как женщина прожившая такую ситуацию со всеми её минусами, утверждаю, что не это главное.

А что главное? А главное любовь. Любовь и личное счастье. И все люди этого хотят, все. Но если ты не обрел независимости, в том числе и материальной, если не научился зарабатывать сам, если ты материально зависишь от супруга (от мужа, от жены - неважно), как ты можешь утверждать, что это любовь. Мне кажется, любовь появляется только там, где есть свобода и независимость, где, в принципе, ты можешь уйти от человека в любой момент, но не уходишь, потому что... Неважно почему, это и не любовь может быть, а просто вам очень хорошо друг с другом, интересно и уютно и так далее. Ну то есть, это то самое личное счастье, совсем не эфемерное.

В традиционных обществах общественное всегда важнее личного, и человек загоняется в брак как в стойло, в котором он обязан усиленно плодиться.

Когда стойло убирают, конечно, прежние связи рушатся, об этом, должно быть, говорил Гейдар Джемаль, когда утвержадал, что либеральное западное общество находится в хаосе. Но он верно заметил, что все эти новые правила появились не так давно. Для образования устойчивых связей на других основаниях и при условиях личной свободы, наверное, нужно время. И хаос не обязательно должен заканчиваться возвратом к старым правилам.

Вообще, конечно, по мне, пусть живут как хотят, если для человека нормально быть вторым, третьим, десятым супругом, то пускай. Мне лично, невозможно было быть жить с человеком, который спит с кем-то еще, кроме меня. Я не понимаю, о какой любви может идти речь, когда человек трахается с кем-то еще. Разумеется, к себе я предъявляю те же требования. Моя личная свобода - это и моя личная ответственность.

Резюмируя. Не бывает любви без свободы, как не бывает огня без кислорода. И в традиционных обществах любовь - штука всегда выходящая за рамки этого общества, она всегда нарушает правила.