Олег Панфилов, автор и составитель 25 книг, автор сценариев восьми фильмов. Эксперт офиса ОБСЕ по свободе СМИ. Лауреат премии Союза журналистов России, обладатель Гран-при международного кинофестиваля "Образ веры". Московский обозреватель по правозащитной тематике. Хочется привести его рассуждения по поводу войны и нашей действительности. 

На этих немецких фотографиях мы видим настоящую Россию – в лаптях и валенках... Понятно, что это не постановочное шоу, это суровая действительность. Так же выглядели советские солдаты, только они были в ботинках.
Панфилов приводит случайно услышанную им фразу российского историка о том, что «мы до тех пор не будем знать правды о войне, пока будем судить о ней по мемуарам, а не по документам». Все советское время пропаганда старалась скрыть неприятные документы и замолчать факты, которые бы вызвали у людей много вопросов. Например, куда с улиц городов и поселков подевались сотни тысяч инвалидов. Или – почему генералы и офицеры жили припеваючи, а прошедшие войну солдаты до сих пор прозябают или в коммуналках, или однокомнатных «хрущобах».

Из беседы Олега Панфилова с Виктором Астафьевым, автором романа  «Прокляты и убиты». Большинство из эпизодов этой книги – его собственная жизнь фронтовика.  Виктор Петрович рассказывал о том, как шел по обледеневшим трупам однополчан, которые погибли перед отступлением. Их вновь посылали в атаку: они теряли людей, отступали, снег и мороз покрывали тела ледяной коркой, по которым их опять посылали в наступление. Он шел по ледяной корке и видел лица погибших друзей.  Ничего подобного  мы не слышали раньше – ни по советскому телевидению, ни в кино. Именно тогда он понял, что правду о войне надо искать самому.

Они  жили в те годы, когда советское телевидение о войне рассказывало так, что становилось совершенно непонятным – почему эти мужественные воины отступали два с лишним года. Нам показывали фильмы, в которых немцы всегда выглядели идиотами, и опять возникал вопрос – почему эти крикливые и мелкие людишки гнали непобедимую советскую армию аж до Волги? И почему на плакатах, в школьных учебниках и в кино «коварные враги» выглядели клоунами, а советские люди ежеминутно совершали подвиги – бросались с гранатой на пулемет, подбивали так много танков, которые едва могла выпускать промышленность гитлеровской Германии?  

Нам врали – мы верили. Лишь немногие пытались узнать, откуда у дедушки столько золотых часов или где бабушка взяла столько ковров, которые она периодически продавала на барахолке – с оленями, голубками, ангелами и альпийскими озерами.

Вся страна гордилась только победой, увешанными орденами и медалями ветеранами, выказывая им почет и уважение один раз в году – 9 мая.
Советская власть уже не могла сдерживать информацию, которая накапливалась у населения: тихо, по кухням люди обсуждали проблемы, о которых в 50-60-х годах даже подумать было страшно и опасно – почему вывезенное из Германии оборудование уже не работает, почему немцы требуют возврата культурных ценностей – значит, украли, почему «мерседесы» лучше «москвичей». Народ приходил к выводу, который тогда распространялся в неопасном жанре анекдота – «почему победители живут хуже побежденных».

За эти 70 лет был только небольшой просвет, когда немного был приоткрыт военный архив, но до сих пор историки по крупицам собирают историю на самом деле многим неизвестной войны. Все это время люди радовались подвигам исключительно по хвастливым мемуарам и произведениям пропаганды. Тот небольшой период приоткрытой правды закончился с приходом Путина, и пропаганда понеслась с новой силой – теперь 9 мая стал чуть ли не самым главным праздником в истории России. В 2005 году были придуманы полосатые ленточки, которые непонятно почему стали символом Дня победы.

Выживали, радовались победе и новым обещаниям скорейшего наступления «светлого будущего» и постоянно повторяли мантру «лишь бы не было войны». Многие так и жили обещаниями очередных вождей, теперь – Путина. Опять вырастает поколение, совершенно не знающее историю, они беззаветно верят Путину, который врет им напропалую. Кому не лень  думать – тот может найти много документов, способных перевернуть одурманенное пропагандой сознание. Для начала поищите фотографии – это настоящие документы, фиксирующие событие без искажения и политических взглядов фотографа. Что могло поделать население СССР, живущее впроголодь, одеваясь в обноски? Были лубочные картинки разрешенной пропаганды, и была скрытая от глаз жизнь. Хотя нет, о ней знали, но не говорили, старались верить красочным плакатам, на которых сосед Васька не алкаш, а знатный механизатор. Все верили в сплоченность советского народа, а полуторамиллионная армия российских коллаборационистов в немецкой армии сейчас не кажется мифом.

Сегодня узнать правду о войне нетрудно, необходимо только желание и в определенном смысле смелость. Не физическая, а моральная, смелость человека, застрявшего в советской идеологии, выстроенной на лжи, но желающего знать правдивую историю. Олег недавно спорил о том, за что погибали советские люди.  Его оппонент заявила, что умирали «за Отечество». Панфилову пришлось ей кратко пересказать историю СССР с 1917 по 1941 годы: 

-  дважды голод, унесший 7-8 миллионов жизней,                                                                         -  несколько лет гражданская война, это еще 15-16 миллионов,                                                     -  репрессии – 4,5-4,8 миллионов жертв,                                                                                       -  18 миллионов человек стали жертвами так называемых трудовых указов.                                   -  самая трагическая и абсолютно бесполезная война в Финляндии в 1939-1940 годах, унесшая полтора миллиона советских солдат и офицеров.

Успеваете считать миллионы? И не удивляйтесь, что на немецких фотографиях вы видите настоящую Россию, не плакатную – в лаптях и валенках, в овчинных тулупах и грязных рубахах, тех, кто поднимает падаль на дороге и несет домой, в избу с проваленной крышей и сваленным забором. Как вы думаете, смачные лозунги о победе марксизма-ленинизма добирались до таких деревень? В 30-х годах в СССР сельское население составляло почти 70 процентов.

Путину есть чего бояться. Он переполнен страхом перед историей, которую пытается опять переписать и обманывать людей так, как это делали в начале прошлого века большевики. За все это время воспитано несколько поколений людей, воспринимающих пропаганду как правду, а правду – как чужую пропаганду. Кремлевские идеологи будут стараться оттянуть время, потому и нынешний праздник станет очередным праздником большой лжи. Нам же остается только искать правду самим. Если, конечно, захотим. А мы захотим. Непременно захотим.

Дед Панфилова лежит под Смоленском в братской могиле у деревни Барабаново. Об этом он узнал с сайта, созданного при поддержке Бундесвера Германии. Бабушка и мама знали, что под Смоленском, но более – ничего. К сожалению, многие наши воины-герои остаются безвестными до сих пор. И сколько их по России, безвестных, лежат в своей родной земле. Несть числа им.

Меня потрясла одна история, которую я прочла в одной из газет. Рассказ отца о потерянном и найденном его сыне. В 10-м томе Книге памяти Псковской области, посвящённом Куньинскому району, есть статья об одном из воинов 186-й стрелковой дивизии, погибшем в районе Хрущелей.

Почти пятитысячная дивизия к концу августа потеряла почти весь личный состав: из уральцев осталось не более 350 человек. Следы подавляющего большинства из них утеряны; что конкретно происходило, как погибали и пропадали люди, установить очень сложно. Вот почему каждое свидетельство о тех днях так ценно.