Совсем недавно, в декабре 2014г., нагрудным знаком Почётного гражданина Кировской области был награждён художественный руководитель Московского театра «Et Cetera» Александр Калягин. «Кировская область, город Малмыж, это моя родина, край, где я родился и счастлив этим. То счастье, что я испытываю, стоя на этой сцене (областной филармонии - прим.), не передать словами и не выразить ничем», - сказал он тогда. То, что Калягин - прекрасный и любимый миллионами зрителей актёр, известно всем. Но в наши дни, когда конформизм и страусиная позиция торжествуют, председатель Союза театральных деятелей России проявляет себя гражданином действительно с большой буквы.

Без экивоков Калягин встал на защиту уволенного после скандальной постановки "Тангейзера" директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича: "Рубим сук, на котором сидим. В провинции мало хороших директоров театров. Их дефицит наблюдается и в Москве. Борис Мездрич - опытнейший директор, он поднимал многие театры... Увольняя таких людей, мы можем пробросаться профессионалами". Александр Калягин решительно осудил действия Минкульта. 

Этот шаг внушает уважение тем более после витиеватой речи пресс-секретаря российского президента Пескова. Последний хотя и заявил, что творческая цензура не допустима, однако фактически оправдал действия министерства культуры: "Неоднократно говорилось, что государство через бюджетные субсидии, различные гранты выделяет государственные деньги на производство кинематографической продукции, постановки в театрах. И, конечно, государство вправе ожидать от творческих коллективов корректных постановок - как минимум, не вызывающих такую обостренную реакцию общественного мнения". Формулировка, которой ведомство Мединского сопроводило увольнение опального директора, несколько напомнила времена, когда министр культуры мог позволить себе объявить Зощенко "мещанином и пошляком", а Ахматову - "взбесившейся барынькой, мечущейся между будуаром и молельней". Безусловно, риторика современных министров не столь жёсткая, но ведь и не вечер. Итак, Мездрич уволен «за нежелание учитывать в своей деятельности сложившиеся в обществе ценности, за неуважение к мнению граждан и невыполнение рекомендаций учредителя», обвинён в «упрямом высокомерии, неготовности к диалогу и нежелании разъяснять свой замысел». 

Большой резонанс в связи с возникшей конфликтной ситуацией также вызвало предложение заместителя главы президентской администрации М.Магомедова ввести процедуру предварительного просмотра спектаклей в государственных театрах перед их показом зрителям. Заговорили о неких экспертных группах, то есть фактически начали подумывать о возрождении Главреперткома. Цензура, конечно, недопустима, но отмена постановок и увольнение неугодных режиссеров - какая же это цензура? "Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила. Ложь — это Правда". Запрет спектаклей и преследование театральных деятелей - это отсутствие цензуры. Не трудно догадаться, кого в этих экспертных комиссиях захотят видеть носители духовных скреп: креатуры местных отделений партии власти, епархий, "авторитетных граждан", незамеченных в попытках иметь мнение, отличное от мнения руководства. 

Приятно, что наш выдающийся земляк А.Калягин оказался на стороне коллег, отстаивающих свободу творчества. Режиссёр А.Звягинцев сравнил общественное обсуждение "Тангейзера" на заседании Минкульта с советскими "чистками", "коллективными судилищами", "пропесочиванием инакомыслящих", которых лишают возможности выражать собственную позицию, называя ее "выпадом против общественного мнения". Российский КиноСоюз опубликовал заявление с требованием восстановить в должности Б.Мездрича и отправить в отставку самого министра культуры Мединского, "который уже не впервые нарушает Конституцию РФ посредством введения цензуры и преследует несогласных с его антикультурной политикой". Заявление подписали режиссеры Андрей Смирнов, Виталий Манский, Марина Разбежкина, Юрий Богомолов, Гарри Бардин, Андрей Прошкин, Алексей Федорченко и др., чей вклад в развитие отечественной культуры, в отличие от г-на Мединского, заметен.

Оригинал