Близится юбилей Победы. Торжества обещают быть грандиозными. Будет сказано много важных и красивых слов о ратных подвигах, доблести, мужестве, памяти. Никто не забыт, ничто не забыто. Вот только сердце учителя истории А.А.Свидерского, побывавшего с ребятами на экскурсии в Петрищево, где фашисты поймали и пытали Зою Космодемьянскую, не выдержало вида закрытой с 1993 года из-за аварийного состояния дома Прасковьи Кулик - главной части музейного комплекса, и он инициировал сбор средств на его ремонт.

Великую Отечественную войну олицетворяют образы конкретных людей. Одним из самых ярких примеров величайшего подвига военного поколения является судьба юной Зои Космодемьянской. Вчерашняя школьница добровольцем пошла в отряд разведчиков. В ноябре 1941 года она с товарищами перешла линию фронта близ Наро-Фоминска. В соответствии с приказом ВГК № 428 перед группой стояла боевая задача сжечь Петрищево, где после боев под Волоколамском квартировала немецкая пехотная дивизия. В ночь на 28 ноября при попытке поджечь конюшню красноармеец Космодемьянская была схвачена полицаями и немцами. Самые страшные часы в жизни, часы, превратившие имя Зои в бессмертное, 18-летняя комсомолка провела в избе Прасковьи Кулик. Здесь всю ночь над ней издевались фашисты: пороли ремнями, выводили обнажённую на мороз и обливали водой из колодца, вырезали на спине пятиконечные звезды, вырывали ногти... Но она не назвала им даже своего настоящего имени. 

Газета "Московский комсомолец" писала в 1998 году: "...дом Кулик уже пять лет вообще закрыт для посещения. С 41-го он изрядно покосился, почернел, врос в землю, и единственное, что о нем способны сказать работники музея, — "держитесь от него подальше, не ровен час рухнет". Журналист упомянул факт, что тогдашним мэром Москвы Ю.Лужковым выделялись средства на реконструкцию музейного комплекса, но ушли они на ремонт центрального офиса, который к истории Зои не имеет прямого отношения. По его мнению, офисный евродизайн не способен передать чудовищное зло фашизма так, как скромное убранство закрытой избы, керосиновая лампа ("Пей, пей керосин!" - кричал фашист, тыкая лампой Зое в лицо), печь, чугунные казанки, ухваты, деревянная скамья. И я с ним согласен. В таких местах сами стены хранят память о произошедшем. 

Реакции на статью не последовало. С тех пор прошло много лет. Домик пока не рухнул, но всё так же закрыт. И вот спустя десятилетия учитель Свидерский снова обращается к нам: "Денег на ремонт у государства, почему-то, нет. Получается, власть забыла своих героев. Забыли ли мы? НЕТ! Я заклинаю всех патриотов, вне зависимости от взглядов, собрать средства всем миром и открыть дом Кулик в год 70-летия Победы!". Он пишет, что согласовал инициативу с директором музея Зои Космодемьянской - Поляковой Ольгой Валентиновной. 

Почему-то в море патриотических опусов этот лаконичный призыв показался мне наиболее искренним и нужным. Кому интересно, вот ссылка http://xn--80aaghdcaufe6bd7ahh2i.xn--p1ai/index.php/blog/19-kulik