Русская православная церковь направила предложение министру образования Дмитрию Ливанову расширить школьный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) и преподавать его со 2-й по 9-й класс. Патриарх Кирилл выразил надежду, что введение предметов модуля во 2-4 классах станет возможным с 1 сентября 2016г., а в 5-9 классах — годом позднее.

Министерство образования рассмотрело данное предложение с привлечением представителей общественных и экспертных организаций. По итогам обсуждения было решено провести в текущем году мониторинг состояния преподавания курса в его нынешнем виде, после чего церкви будет направлен окончательный ответ.

Предложения о введении новых предметов для школьников сыплются со всех сторон с завидной регулярностью. Только за несколько последних месяцев в новостях звучали идеи обогатить образовательные программы экологией, робототехникой, гольфом, кибербезопасностью. Министерство культуры заводило речь об обязательном просмотре фильмов российского производства, Совет Федерации – об изучении психологии. Естественно, все пожелания продиктованы самыми благими намерениями. 

При этом надо понимать, что учебный план не резиновый, нагрузка на учащихся ограничена максимально возможным количеством уроков в неделю, которое устанавливается санитарными правилами. Правила же исходят из возможностей детского организма и сохранения здоровья ребёнка. 

Поэтому любое нововведение в школьной программе ставит вопрос: за счёт какого предмета в расписании того или иного класса появится новая дисциплина. К примеру, когда в 2013г. в преддверии сочинской олимпиады посреди учебного года появилась директива о введении третьего часа физической культуры, то в начальной школе «полетели», прежде всего, часы русского языка и литературного чтения. При этом наверху никого не озаботило, что спортзалов катастрофически не хватает. А вскоре на учительских семинарах физруки делились «ноу-хау»: бег по лестницам школьных коридоров или вокруг учебного заведения, «оздоровительные часы» по конспектированию учебника физкультуры. 

Сейчас утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты, и вряд ли возможны какие-либо кардинальные перемены в учебном плане. Если, конечно, на таких изменениях не будет настаивать какое-либо мощное лобби.

К сожалению, лоббистские усилия мира учёных или преподавателей высшей школы не влияют на чиновников от образования. Так ещё в 2009 - международный год астрономии - отечественные астрономы обратились к властям со словами: «Ликвидация астрономии в средней школе неминуемо создаёт благоприятную почву для повсеместного распространения лженаучных представлений о мире. Мы считаем, что необходимость всеобщего астрономического образования обусловлена важностью вклада астрономии в создание научной картины мира и формирование научного мировоззрения современных людей". Но воз и ныне там – более двух десятков лет астрономии нет в программе российской школы. 
В стране глубокий системный кризис инженерного корпуса, крайний дефицит специалистов технического профиля, а технические вузы многие годы бьют тревогу по поводу отсутствия в программе средней школы черчения. Ведь в советские времена таковая программа существовала и была рассчитана на трехлетний курс обучения. Она готовила выпускников к возможному дальнейшему изучению устройства конструкций машин и механизмов, графического языка. Однако не убеждают – обязательных уроков черчения давно нет. 
Не влияет и здравый смысл. Так сельские школы вынуждены отказываться от модуля «Сельскохозяйственный труд», потому как по нынешним требованиям вести одно растениеводство нельзя, только вкупе с животноводством. Но если земля осталась, учебно-опытные участки сохранились, то школьных ферм не найти практически нигде. Значит, если нет возможности научиться доить корову, то одновременно должен забыть о возможности научиться выращивать огородные культуры. А состояние большинства хозяйств на селе таково, что помочь они не могут. 

Пожалуй, единственной структурой, которой удаётся сейчас продвигать собственный интерес в школьном образовании, является РПЦ. Поэтому к информации о возможном расширении курса религиозных культур следует отнестись серьёзно. Новые стандарты содержат обязательную предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», наполнение которой и заботит патриарха. Обращает на себя внимание тот факт, что глава церкви стал разбираться даже в нюансах оплаты учительского труда. Вещь эта сейчас настолько запутанная, что поневоле подивишься прозорливости Его Святейшества: «Существующее положение вещей подталкивает руководство школ влиять на выбор родителей с целью ограничения преподавания только одним модулем». Помнится недавнее недоумение патриарха, что лишь около 30% российских школьников изучают модуль «Основы православной культуры», а большинство предпочитают основы светской этики. Вспоминается и свидетельство архиепископа Челябинского Феофана, по словам которого первоначально лишь 25% челябинских школьников выбрали изучение православной культуры, но после его встреч с руководящим составом регионального министерства образования цифра возросла уже до 78 процентов. 

Видимо, с тех пор руководство РПЦ досконально изучило проблему и понимает, что значительное увеличение количества часов в целом на ОРКСЭ и увеличение до трёх четвертей доли выбравших модуль православной культуры поставит перед школьными администрациями задачу привлечения соответствующих специалистов со стороны. Нет в учебных заведениях преподавателей, которые бы смогли в таких объёмах и с подростками, уже не малышами, изучать вопросы религии. Значит, в школу придёт если не священник, то тесно связанный с церковью человек. 

Итак, астрономии нет, черчения нет, труда нет, уже до предела сокращено количество часов на физику, химию, географию, биологию – так, что на старшей ступени их даже можно объединить в одно «естествознание». Если предложение РПЦ будет принято, то «подвинуться», скорее всего, придётся уже предметам гуманитарного цикла – литературе, истории. Что же из себя будет на выходе представлять выпускник будущего десятилетия? Или духовно-нравственной личности знания и умения совсем не важны?

Оригинал