В клубе молодых журналистов состоялось долгожданное обсуждение фильма «Левиафан» режиссера Андрея Звягинцева. Экспертами выступили члены Российского гуманистического общества Александр Котов и Алексей Черезов.
 

Честно сказать, я разделила мнение тех, кто не до конца понимает этот фильм. С одной стороны, есть много затянутостей, которые мешают адекватному восприятию и немного сбивают с толку. Но это скорее технические характеристики, мелочи.


С другой же стороны, что касается идеологической составляющей, тут удалось составить собственное мнение. 

Знаете, есть такой рассказ у Леонида Андреева, "Бездна". Так вот там впервые я увидела некое понятие "зверь ликующий". Тогда мне это показалось лишь констатацией факта жестокости, жертвой которой становятся главные герои.
 
Лишь после "Левиафана" как-то немного прояснилось. 

"Зверь ликующий" - это ни что иное, как наше собственное сверх Я, наше животное начало. 
Но, вот парадокс: в фильме этого зверя никто не пытается усмирить. Все идут на поводу у собственных страстей: жена изменяет главному герою с его же другом, в то время как первый начинает спиваться, мэр города, где происходит действие, буквально купается в кровавых деньгах, а священник, вместо того, чтобы наставлять чиновника на "путь истинный", выпивает с ним.

Последней каплей моего личного отчаяния стала позиция чиновника по отношению к Богу. Он ведь свято, как ребенок в Деда Мороза, верит в собственное очищение от грехов пожертвованиями на восстановление храма. Ну, вообщем, здравствуйте, товарно-денежные отношения. Правильно говорят, современный человек - существо не просто биосоциальное, а гипербиосоциальное: ему даже в вере нужно знать, кому он поклоняется. Вот и получается, что этому самому Богу даже взятки дают и кланяясь, говорят: "Я целиком одобряю твою работу".