Прошел год без малого с момента референдума в Крыму. Я не был горячим сторонником воссоединения, не стал им и сейчас. Добавлю, я был бы категорическим противником этого акта, если бы не одно "но" - мнение жителей полуострова. Мнение настолько определенное, что даже Навальный и Ходорковский вынуждены были его признать.

Если кто не в курсе, "Право народов на самоопределение", в конституционном и международном праве — это право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. Это право было закреплено в статье 1 вступившего в силу в 1945 году Устава ООН, документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года и других международно-правовых актах.

Существует также другой принпцип: территориальной целостности,  который применим ск государствам, облюдающим в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов. Я не буду вдаваться в споры, соблюдала ли Украина эти прицнипы. Это все равно, что спорить о том, что было первым - яйцо или курица. Поэтому единственным способом определить, что актуальнее в конкретной ситуации - право на самоопределение или принцип территориальной целостности, является референдум, а если шире соцопросы и т.п. попытки выяснить позицию жителей региона, желающего самоопределиться.

При этом, заявления, что такой референдум крымчане имели право провести только с согласия Киева - смехотворны. Ничего подобного Устав ООН не только не предписывает, но нужно помнить, когда и почему это Право появилось в уставе Организации. Оно появилось в результате серии антиколониальных революций. И, разумеется, согласие или несогласие Лондона или Парижа отпустить Индию или Вьетнам - не являлось чем-то безусловно необходимым.

Поэтому определяющим является мнение жителей, все остальное по обстоятельствам. И здесь мы подходим к сути моего поста. Противники самоопределения Крыма вот уже год утверждают, что результаты референдума были сфальсифицированны, а "НА САМОМ ДЕЛЕ...".

Так вот, что же на самом деле? Недавно германская, очень, ну просто ОЧЕНЬ почтенная компания  маргетинговых исследований GFK, с годовым доходом 1.5 млрд. евро, провела опрос в Крыму. Точнее, опрос провело украинское подразделение компании   GFK-Украина совместно с канадскими специалистами из  Canada Fund for Local Initiatives. Вот его результаты:

 То есть полностью поддерживают воссоединение с Россией (82 процента) или скорее поддерживают (11 процентов) - 93 (ДЕВЯНОСТО ТРИ!) из 100 жителей полуострова. Против присоединения полностью или скорее против 4 (ЧЕТЫРЕ!) процента. Все намного хуже, чем представляется проукраинскому блогеру Борису Битнеру. Он все еще верит, что на стороне Украины тысяч триста народу в Крыму - то есть около 15 процентов населения (почему-то совпадает с числом татар). Реально, как видите, почти вчетверо меньше, то есть даже татары определились не в пользу Киева. Если мы вычтем из этих четырех процентов тех, кто выступает за его полную независимость, или сетует, что референдум был проведен недостаточно законно, останется 2 процента. Напомню, что нормальной статистической погрешностью считается 3 процента.

Независимо от того, за и против вы присоединения Крыма, пожалуйста, уважайте факты.