Помнится, несколько лет назад в ходе одной весьма увлекательной дискуссии с действующим ключевым управленцем Администрации Главы Республики Марий Эл выявилась диаметральная противоположность подходов к системе управления регионом. Мой оппонент убежденно доказывал, что выстроенная система управления в Марий Эл эффективна и результативна, а все управленческие решения, принимаемые Главой реализуются точно в срок и с творческим подходом к законодательным ограничениям. На что мной было замечено, что речь идет о системе исполнения принятых решений, но никак не о механизме целеполагании. Фактически в регионе всю ответственность за адекватность принимаемых решений принял на себя один человек. Отсутствует «страховка» от личного субъективизма, а «стейкхолдеры» не замотивированы на участие в развитии региона. К компромиссу мы так и не пришли.
 

На наш взгляд, основная проблема стратегического развития Марий Эл в том, что образ будущего нашего региона был сформирован только у одного человека, принимающего все судьбоносные для территории решения. И этот образ был непрозрачен. Его не знали и не понимали ни политическая элита, ни руководители предприятий, ни широкие слои населения. В результате уровень культуры и практики долгосрочного планирования в сообществе оказался недостаточен для целей устойчивого социально-экономического развития. Ситуация при которой активные слои населения не понимают приоритетов и целей развития своего региона, хозяйствующим субъектам достаточно сложно планировать долгосрочное развитие собственной организации.

Необходимо отметить, что именно стратегический план социально-экономического развития региона позволяет администрации региона и региональному сообществу по-настоящему консолидировать усилия. «Стратегия развития» это неформальный документ власти, а в большей мере комплексное видение перспектив всеми субъектами процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического процесса. Данный подход предусматривает дальнейшие взвешенные и согласованные действия всех участников сетевого сотрудничества с целью решения проблем региона. Именно такой стратегический план развития закладывает фундамент достижения консенсуса по поводу общего будущего региона через согласование партикулярных интересов различных социальных слоев гражданского общества, которая в свою очередь способствует развитию благоприятной среды для общественной и предпринимательской активности.


 

Эффективное формирование общего образа будущего региона как основы разработки стратегического плана социально-экономического развития возможно только в том случае, если одновременно имеется несколько групп заинтересованных в развитии региона субъектов – «стейкхолдеров», к которым можно отнести:

- органы государственной власти и местного самоуправления; 
- бизнес-сообщество (естественные монополии, промышленные предприятия, инвесторы, субъекты малого предпринимательства и т.д.);
- научно-инновационное сообщество (научно-образовательные учреждения; высокотехнологичные производства; малые инновационные предприятия); 
- представляющие интересы население территории некоммерческие организации (общественные организации, территориальное общественное самоуправление и т.д.)


Современные управленческие технологии формирования коллективного единого образа будущего, в том числе форсайт-сессии (англ.foresight—видение будущего), активно применяются при необходимости сбалансировать интересы бизнеса, профессиональных сообществ и социальных групп за счёт согласования общего видения будущего. При этом ключевым фактором успешного использования подобных технологий является готовность административного аппарата, политических партий, представителей бизнеса и профессиональных сообществ совместно оценить долгосрочные перспективы развития территории, абстрагируясь от краткосрочных конъюнктурных интересов. 

Необходимо отметить недопустимость позиции, при которой органы государственной власти рассматривают собственную позицию как единственно верную, при этом избегая открытой дискуссии. Данная ситуация, приводит к занятию стейкхолдером«демиургической» позиции и ведет к формированию жёсткой иерархической структуры взаимодействия субъектов территориального развития, замещая собой эффективные механизмы горизонтальной коммуникации. Таким образом, представляется актуальным расширение использования в противовес бюрократическим структурам вертикального управления, адхократических структур взаимодействия при формировании и реализации стратегии развития территории.

Сформированный в на основе рассмотренных технологий «Стратегический план развития Марий Эл» позволит осуществить адекватное стратегическое позиционирование региона в глобальном экономическом пространстве. Разработка на этой основе соответствующей региональной стратегии социально-экономического развития создаст базу для переосмысления корпоративных стратегий интегрированных промышленных структур, а также ускорит процессы кластеризации экономики региона с целью обеспечения Республике прочного места во втором эшелоне российского инновационного развития.

 

Источник