Война в нашем представлении – картинка в черно-белом, обильно сдобренная привычными ярлыками: «немцы», «фашисты», «гестапо», «полицаи» и милыми нашему сердцу штампами хороших «партизан», «бойцов РККА»... Мало кто понимает, как часто и привычно мы уходим от правды жизни и довольствуемся лубочной картинкой «войнушки»…

 

На днях 1 канал показал многосерийный фильм «Палач». Он не просто интересен детективным сюжетом и прототипом из реалии этой жизни, но и психологическим динамизмом нас.
Мы редко задумываемся: откуда в нас жестокость, и только иногда вспоминаем – а история нас щадила?

 

За годы после Гражданской мы воспели таких кумиров, которые по-сути христианского нашего прошлого мировоззрения были лжекумирами. Вот и у Тоньки-пулеметчитцы (реальной Антонины Макаровой) был идеал – чапаевская Анка-пулеметчица. Это было в первой ее жизни, когда она готовилась выйти в свет, как и Наташа Ростова. Но Анка и Ростова слишком разные, вот только выход в свет происходит независимо от нашего желания с такими человеческими качествами, которые мы выковали: безверием, победной красной пролетарской кровью, моралью о любви, как о стакане воды выпитой в жажду…

 

Очень уместно и психологически выверенно играет эту роль Виктория Толстоганова. Внешне она не похожа на прототип, но ее перевоплощение будоражит зрителя созданным образом – противоречием: любящая мать и запредельная волчица, с откровенной злобой ко всем, кто вне ее логова…

 

Скажите, а что такое предательство? Предательство чего есть предательство? Была ли у девушки из конкретной крестьянской семьи патриотическая совокупность ценностей советской личности? Проще спрошу: а была она воспитана для испытаний личности войной или всего лишь для банального выживания?

 

А ведь исторически мы только и делаем, что выживаем…Когда люди выживают, они утрачивают патриотическую парадигму - они уподобляются животным. Тонька-пулеметчица стала животным: днем расстрелы, вечером примерка платьев с убитых, ночью бутыль самогона и охочие до тела самцы…

 

Кстати будет сказано, что Тонькин «палачизм» далеко не правило, но суровая правда войны. Как и то, что за Сталинград сражались до последней капли крови, как за идею социального государства. Так, в журнале «Новый путь», издававшемся за границей, меньшевик Ю.Д. Дан пишет статью «Чудо Сталинграда» и там он прямо подчеркивает: Революция дала патриотизму народов Советского Союза новую великую идею – идею социального освобождения

 

Так вот получается…в первой жизни мы «наташи ростовы», а во второй жизни …кто знает, какое чудовищное создание победит в нашем сознании: Зоя Космодемьянская или Танька-пулеметчица? А как далеко они ушли друг от друга? А потом, опять роль и еще роль и жизнь под маской…

 

Вот и партизанка Рая, ставшая волей рока смертницей за Тоньку-пулеметчицу, страшно спасается – соучастием в убийстве жены своего сожителя. Ее образ сыграла молодая актриса Юлия Пересильд. И тоже необычайно – не трафаретную немецкую подстилку, а шикарную женщину, которая жертвует во благо Родины телом, здоровьем, жизнью, наконец…Она тоже выживает, но уже в мирное время, и ее уже никто не спасет от этой позорной жизни.

 

И как жить в реалиях не киношной, а «взаправдушной» жизни? Чтобы не было «мучительно больно за бесследно прожитые годы»? Следователь Иван Черкасов (актер Андрей Смоляков) пьет ее, горькую и сорокоградусную…У него тоже дилемма: не палач ли он сам, верша следствие над потерявшимися в жизнях? Наверное, нет – у него другие обстоятельства жизни…

 

А это от чего зависит - не стать палачом?