Сподобился посмотреть изрядно засветившийся на международных фестивалях фильм, то есть с уже подмоченной  благословенно-критическим елеем  репутацией.

 («Это же - либералЪ. Это же - фестивалЬ. Знать-с, Это надо!..»),  

но… доселе неведомый,  к счастию,  для большинства простых смертных россиян – «Левиафан» Андрея Звягинцева.

Ощущение от картины такое, как будто посетил брошенное кладбище с развороченными могилами и торчащими тут и там ребрами, позвонками-черепками и ошметками тел. 

Но внешне (с профессиональной точки зрения) сие визуальное блюдо было представлено-подано по-гарсонски мастерски и шеф-повар изрядно постарался:  выполнено с отточенной символикой и расчетливой драматургией,  с финальной кульминацией - проповедь в церкви (построенной, кстати, на месте разрушенного дома гл.«героя»), где из-под купола над вновь воцерковленными прихожанами  и  архиереем-«владыкой»  неумолимо свисает веревка-удавка,  и вполне таки по-обывательски благопристойно – это значит по-библейски притчево-иносказательно  и  по-менторски «жизнепоучительно»,  одним словом, в лучших иудео-христинских традициях типа «Острова» и /или «Царя» ныне уже канонического Павла Лунгина.

  Но вот чувство… чувство такое, что автор брезгливо и равнодушно, в маске и перчатках препарирует на экране своих персонажей и «героев»  - а-ля-рюССки насекомых.

 Или искусно форматирует в кадре когда-то давно, в прежней жизни живых, а ныне уже дохлых «рыб» - в "Левиафане" есть сцена на рыбзаводе, где по какому-то производственному конвейеру едет рыба с отрубленными головами и заводской робот ее отбирает, расфасовывает куда-то дальше, каждую по своей индивидуальной и финальной коробочке-консервной банке: …Шмяк! – и падает очередная обезглавленная дохлая рыбина.

Такой специфический рыбный адЪ, с уксусно-укропным маринадом или оливково-подсолнечно маслянным под ладаном, причем каждой безголовой рыбе-ИХТИУСу свой («Jedem das Seine»), кому как придется…

 Впрочем, сравнивать, а вернее противопоставлять в данном случае скорее следует с другим известным кинорежиссером – по своему духу и заложекнному в фильме мессианскому месседжу это полная противоположность Никите Сергеевичу Михалкову,  так сказать, Film-«антимихалкоФФ».

Для таких  «leviathan»-оff  надо бы ввести в оборот новый и особый жанр фильмов-ужасов:  «koshmar а-ля-рюСС».

 Неизвестно  чего в фильме о жизни в северном городишке на Баренцевом море больше – сцен с морем или с водкой... Впрочем, Звягинцев и в этой «национальной» триадЪе (водка-гармошка-медведь) остается оригинальным, когда из «джентельменского набора» а-ля-рюСС  беСжалостно исключает балалайку( вариант - гармошку)  и мишку. 

С последним точно случился бы моветон:  мишка, это верно, больше подходит к МихАлкову…

В данном случае наблюдаем европейское просвещение в прямом своем действии:  «пархатых казаков» с ресторанными цыганами авторы избежали…  И то ладно.

 Впрочем, в моих личных ассоциациях и имманентных аллюзиях Мишка где-то всетаки присутствовал.  Наверно из-за детской потешки-болтушки, повторяемой детьми на руськом Севере неоднократно, до беЗконечности перевоплощений этого персонажа и всегда с кармически неизбежно-счастливым «концом»:

Пришел медведь к броду,

Влез на колоду.  И…

Бултых в воду!

Уж он мок-мок-мок,

Уж он кис-кис-кис…

Вымок. Выкис. Вылез. Высох.

Опять к броду, влез на колоду.

И…

При этом «колоду» можно воспринимать двояко:

как живой улей,  полный меда и соблазнов жизни (отсюда неумолимое желание косолапого – руського национального символа - им овладеть (тот же Винни-Пух: «…и того и другого побольше! И можно без хлеба»))).,   и как  плаху-колоду, намертво вмерзшую в Лобное место и перманентно сопровождающую все церковные расколы.

Да, соглашусь, что канва фильма не чистой воды художественный вымысел.  

Возможно, что из 143 миллионов вариантов личных судеб (от «суть-Бо») руських людей один такой  мог осуществиться в Яви.  Но… среди 143млн. «оттенков серого», которые в реальности варьируются от белого до черного цвета, реж.Звягинцев сознательно выбрал наиболее мрачный и беСпросветный, нашпигованный мертвечиной и нежитью.

Это энтропия.

Так сказать, программный для г-(Р)оссии, с т.зр. чисто гуССких либералов и единственно возможный "исход".

 К сожалению в картине нет главного чувства – очень важного чувства легкости от сопричастности Вседержителя  при переживании  и  преодолении всех сопровождающих  нас в неустроенности нашей жизни  ужасов,  чувства постоянного ожидания Преображения, свойственного национальному руському характеру. 

 Вместе с тем в нем отражается патология, к несчастью, свойственная некоторым химерическим диаспорам из числа роССиян, имеющих, вероятно,  несколько видоизмененнй под воздействием из-Тор-ических вымыслов и ГМО-продуктов т.н. «культурный код», полностью исключающий исконно руськие «духовные скрепы»  и удручающе навязчивый  (из фильма в фильм при поддержке Госфильмофонда РФ ) переход  (а фактически подлог) на его симулякры. 

 Так, насколько помню, почему-то ни один батюшка (в смысле поп – напр., в х\ф «Поп»)  не рассказал с киноэкрана прихожанину исконно руськую былину-старину, но обязательно умудрится ввернуть по случаю какую-нибудь мутную инородную притчу про очередное ветхозаветное чудо-юдо. - Кто мне объяснит, зачем прививать пальмы из аравийских пустынь и «земель обетованных»  в северных широтах на Средне-Русской равнине? Не растут они здесь!  И естественным образом расти никогда не будут. 

 Мультикультурализм выращивается только в оранжерейных кадках, а затем уже экспортируется. И это работает так же, как «оранжевые революции», только с оттяжкой по времени.  И эффективно, вплоть до полного искоренения любой самобытной культуры и «национально-этического своеобразия местных аборигенов».

 В «Левиафане» несколько раз повторяется картина живописного корабельного кладбища: тлен времени, гниющие остовы и шпангоуты, слегка завывает и гудит северный ветер-Гиперборей.  Все по–авторски стильно и субтильно.

Но вот чего-то не хватает!… 

Я бы добавил в эту сцену, повторяющуюся рефреном сквозь весь фильм, звук надтреснутой рынды с брошенной рыболовецкой шаланды:

«звяк-звяк,  Звяг…Конч…»

 ( - последнее из той же серии, в смысле вельтшмерце &  the Еnd)).

 РС-ремарка: тоненький звук рынды не должен быть плачуще-печальным и аракающим,  а звучать так, как гвозди входят в крышку последнего «деревянного костюма» – «Звяг…»  или  «шмяк».

 РРС:  На финальные титры вполне можно было бы наложить в унисон песню от The Doors - TheEnd", естнно на аглицком.  Не сделали… наверно бюджета не хватило, или его спонсоры в конечной-крайней точке фильма обрезали.  Жаль, впрочем… последнее тоже показательно-иносказательно для всех «leviathan»-off. 

 Потуги походить  на так наз. «культурный голос конструктивной оппозиции»  если и могли быть, то в самом фильме его, право, нет… Наверно шуршать будет в кулуарах.

 Известно, что как film-корабль-странник назовешь, так он и поплывет, а название в данном случае звучит предсказуемо-узнаваемо - Levit-a-Fan.

Думаю у него и свои п…фаны  уже имеются.