7 января по новому стилю (григорианскому календарю), а по старому стилю (юлианскому календарю) 25 декабря, Православная Церковь празднует рождение по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Разница в календарях – 13 дней. Православные придерживаются юлианского календаря так как он был календарем, принятым во времена жизни Христа.

За 5508 лет до Рождества Христова, Бог изгоняет прародителей из рая и по своему великому милосердию обещает людям рождение Спасителя мира (Быт. 3,15). По пришествии в мир Спасителя, Церковь праздником Рождества Христова укрепляет нашу веру в догмат, утвержденный на IV Вселенском соборе в Халкидоне в 451 г., который определяет видеть во Христе истинного Бога и истинного человека, в котором эти две природы соединены: «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно».

Праздник Рождества Христова – это один из двенадцати великих праздников Церкви, раскрывающих историю духовного спасения человечества. 12 дней после Рождества Христова именуются Святками – святыми днями, названными так потому, что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления (праздника Крещения Господня). В святочный период нет поста. В эти святые дни принято посещать друг друга, дарить подарки, поздравлять с праздником, символизируя ангелов, возвестивших Вифлеемским пастырям великую радость о рождении Спасителя мира, славя Бога и родившегося Младенца песнопениями, посвященными празднику Рождества (тропарем и кондаком праздника), и многолетиями хозяевам дома.

14 января (по старому стилю 1 января), совершается память Василия Великого, Обрезания Господня (древний обряд посвящения Богу) и Новый год по юлианскому календарю. Гражданский Новый год, который отмечался 1 января, отмечался по григорианскому календарю (не надо забывать, что тогда был пост). У нас Новый год – 14 января. Святки оканчиваются 18 января Крещенским Сочельником, днем строгого поста. В Сочельник совершается «великое освящение воды», «хождение на Иордань», освящение речных вод.

В праздник Рождества Христова, в воспоминание рождения Богомладенца (праздник особенно радостный для детей), принято устраивать елку, украшенную игрушками и сладостями, гирляндами разноцветных лампочек (светильниками). Елка служит символом «дерева жизни», возвращенного нам с рождением Христа Спасителя. Украшенная светильниками, она становится символом духовного света, просветившего мир пришествием Спасителя. Плоды на ней – спасительные плоды нашей веры. Праздник вокруг елки имеет в первую очередь нравственно-воспитательное значение. Церковь отрицательно относится к такому явлению как «святочные гадания», справедливо считая, что кроме душевного вреда (неверие в Промысел Божий), они ничего полезного человеку не приносят.

Церковь Рождества Христова в селе Прискоково (Красносельский район Костромской области). Фото 2013 г. 

В праздник Рождества Христова престольный день в Христо-Рождественских храмах села Сущево (Костромской района), деревни Прискоково, села Княжево (Красносельский район), села Татьянино (Нерехтский район), села Спас-Верховье (Судиславский район), села Борисоглебское (Кадыйский район), села Рождественское (Шарьинский район), села Шайма (Павинский район), села Борок (Буйский район).

Церковь Рождества Христова в с. Сущево (Костромская область). Фото 2012 г.

Мы навсегда потеряли Христорождественскую церковь на реке Суле в Костроме (в 1935 году храм был полностью разрушен; он находился в центре квартала между нынешними улицей Симановского и проспектом Текстильщиков, а одним из прихожан был генерал-майор М. И. Платов – будущий атаман войска Донского и герой войны 1812 года), одноименную церковь на Дебре в Костроме (разрушена после 1935 года, другое название церкви во имя святителя Николая Чудотворца – «Николы Мокрого», покровителя моряков; построена церковь была рядом с берегом Волги), Христорождественскую церковь в селе Мостовки Макарьевского района.

Церковь Рождества Христова на реке Суле в Костроме. Фото 1910 г.