Давно уже подбираюсь к этой теме, но написать кратко, ясно и убедительно никак не получается. Получается длинно и мудрено, мысль растекается по древу. Делаю попытку № N+1. Попробую заново и так кратко как смогу. Речь о том, какому идолу, почему и как я поклоняюсь. И почему я абсолютно нетолерантен к другим верованиям.

Суть в следующем. Все что было примерно и условно до 1800 г - это животное состояние человечества. Макаренко считал и откровенно говорил, что человеческое состояние человека началось только с Октябрьской революции. Не отрицаю, но все же отодвину границу несколько дальше - к Великой Французской революции и даже еще раньше - к 1760 г. Переход, навсегда изменивший человека, условно локализован во временном отрезке 1760 - 1820 гг. К 1760 г (весьма условно) относят начало английской промышленной революции, а (тоже условно) в 1820 г произошла смерть того, что называется мальтузианской экономикой.

Что такое мальтузианская экономика. Кратко и по простому - это такой уровень технологий, когда технические инновации практически не влияют на средний уровень жизни (включая, в первую очередь, продолжительность жизни, а вовсе не "потреблятство с гаджетами", как подло лживо дефинирует Новое и Новейшее время "Традиция"). Что новации дают в мальтузианской экономике - а с 11-го - 12-го века Старый Порядок реально дал миру много технических новаций, начиная хотя бы от применения ветряных мельниц, которые римляне уже знали, но массово не применяли, переход к пахоте на лошадях от быков, как в Риме, означал адаптацию сразу нескольких прорывных технологий - то это только рост населения. Да. Все технические новинки дают выхлоп только в виде возросшего числа людей. А жизнь отдельно взятого, особенно простого человека остается, как ни парадоксально, на уровне каменного века. На уровне каменного века остается и сознание человека, ибо еще в конце 18 века в Лувре срали прямо на ЭТИХ лестницах (!), что засвидетельствовал наш Фонвизин. И не надо думать, что в России, в силу ее чудодейственного особого пути и святоотеческой истинной православности было как-то не так - просто Россия капитально отставала в урбанизации от Европы, поэтому Фонвизин и был удивлен.

Но, мало этого. В мальтузианской экономике человек - человеку волк, в самом прямом смысле. В гораздо большей степени, чем при клятом капитализме. Хоть ты весь обставься иконами и умолись в храмах, а ДО 19 века человеку было ВЫГОДНО, чтобы сосед сдох. Потому что в мальтузианской экономике сокращение населения означает рост благосостояния тех, кто выжил. Перечитайте сказку о мальчике-с-пальчике, с чего все началось: отец повел детей в лес: пусть там сами сдохнут от голода или достанутся волкам. И не надо делать вид, что это только в Европах такое было, а на Святой Руси - ни-ни.

Когда Пушкин писал о пире во время Чумы - он знал, о чем писал. Черная смерть середины 14-го века привела к невероятному взлету уровня жизни в Европе. На этой величайшей в истории эпидемии хорошо нажились наши предки, особенно москвичи, потому что именно Иван Калита, который умер за 6 лет до начала Великой Чумы, поставил под контроль экспорт белки в Европу. И именно Великая Чума привела к общему росту зарплат в Европе - рабочих рук стало мало, - и к значительному росту статусного потребления, в частности. Сегодня статусное потребление - это Ролексы и Майбахи, а тогда это была наша белка. Экспорт нашей белки в Европу во время Великой Чумы - тогдашняя "труба" - возвысила Москву как административный центр.

------

То что заставляет людей по настоящему заботиться друг о друге хотя бы косвенно - это такая экономика, где мы зависим друг от друга. Такой экономики никогда не было в истории до индустриальной революции конца 18 - начала 19 века. Только в такой экономике современного типа ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ христианское отношение людей друг к другу стало иметь какой-то смысл. Разумеется, разделение труда - то, что делает нас зависимыми друг от друга - появилось и развивалось уже в рамках мануфактурного производства, которое было переходной формой между средневековыми цеховиками и фабриками 19 века. Но качественно значительные массы людей эта форма кооперации не затрагивала. Только 19 век, только современная индустрия на основе кардинально новой энергетики - сначала это была энергетика угля и пара - приближает человеческое общество к реализации христианских принципов.

Помимо реальной взаимозависимости людей, только энергетика угля и пара (а потом - нефти, газа, атома) дает СРЕДНЕМУ человеку столько свободного времени, что он узнает, что такое личная судьба, личные переживания, любовь. Я хорошо знаю, как выходили замуж молодые девушки в России после Великой Отечественной - мои родные и всевозможные двоюродные и тоюродные бабушки рассказали много интересного. Видные, умные, красивые молодые девушки сплошь и рядом выходили замуж по необходимости, за самых посредственных мужчин. Но то - последствия войны. А вообще, до 19 века так жили ВСЕ, по всей Европе, не говоря уже о России. И в 19 веке русских крепостных никто не спрашивал. Читайте Пушкина: "когда же ты венчалась, няня?.. а было мне тринадцать лет". Отец Сергея Мироновича Кирова, видного советского руководителя, убитого в 1934 г, Мирон, носил не свое отчество. Мужа его матери забрали на фронт на следующий день посли их свадьбы, а забирали тогда на 25 лет! Бабушка будущего большевика стала жить с другим мужчиной, и НИКТО этого не осуждал - все нормальные люди прекрасно понимали, что не может же молодая женщина 25 лет ждать законного мужа. Она жила с другим мужчиной, родила от него сына - Мирона, но Мирон был должен носить отчество не своего НАСТОЯЩЕГО отца, а законного мужа своей матери. Вот они - "традиционные семейные ценности", если кто не знал.

До 19 века не было понятия "детства"! Русское слово "ребята" - на самом деле "робята", то есть - маленькие работники. Понимание того, что детство - совершенно особый период в психическом и духовно-нравственном развитии человека, пришло только в 19 веке, после Французской политической и английской промышленной революций. Для Старого Поряда детей не было.

Забавнее всего, что даже религии, которым Новый Порядок вроде бы объявил поначалу войну, обязаны своим расцветом именно позднему Новому времени, 19 веку - потому что массово читать - включая библейские тексты - люди стали только при Modernity, после двойной англо-французской революции.

Еще раз подчеркиваю - только ПРОМЫШЛЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ, и ничто иное, положил начало христианскому отношению людей друг к другу. В мальтузианской экономике каждый ждет смерти соседа, а в индустриальном капитализме люди ВПЕРВЫЕ стали нужны друг другу. Что проявилось в качественно более интенсивном росте населения в капиталистической Европе с начала 19 века. Этот факт надо принять, как и то, что этот же капитализм, разумеется, породил и эксплуатацию, и колониализм со всеми его мерзостями. Но надо четко отдавать себе отчет, что это Пятнадцатилетний капитан мог ненавидеть работорговца Себастьяна Перейру. Предки Дика Сенда, добрые прихожане - католики доиндустриального периода, не увидели бы в продаже людей особого греха.

Если говорить о нещадной эксплуатации, на которой выросло рабочее движение, марксизм, то надо понимать, что на больших временах уровень жизни при капитализме все же рос, причем рос НЕВЕРОЯТНО мощно и быстро. При всем уважении к чикагским рабочим, которым мы обязаны Дню международной солидарности трудящихся 1 Мая, их трагедия - не более чем колхозный голод 1932-33 г в сталинском СССР. На круг, колхозы в совокупности с заводами (а коллективизацию проводили только ради индустриализации) только повысили, причем кардинально, уровень жизни в СССР.

Кто и что именно создало этот мир? Нельзя выделить одну только энергетику угля и пара, хотя их действие наиболее очевидно - на кооперацию людей и на их свободное время. Весь этот новый мир родился и стал жить только как КЛУБОК из философских воззрений, из политических практик - включая проклинаемою попами демократию, включая проклинаемых всеми революционеров, из науки и технологий. В этом клубке нельзя одно оторвать от другого. Современную индустрию породил алчный капиталист, а социальную и государственную инфраструктуру ему обеспечили философы и кровавые революционеры.

------

А дальше произошла вот такая хитрая штука. Как наиболее ясно и четко сформулировал Сталин, капитализм породил мощнейшие производительные силы, но ОН ЖЕ оказался не в состоянии справится с тем клубком противоречий, которые принес в мир капитализм.

И вот тогда уже на мировую арену вышел новый игрок - русский, советский коммунизм. Именно этот игрок распутал к середине 20 века тот чудовищный клубок, который завязали уже к концу 19 века мировые капиталисты. Распутал, обеспечив победу антигитлеровской коалиции. Победила коалиция, и роль Соединенных Штатов никто не умаляет, но сами бы они не справились. Они быи У НАС, У РУССКИХ - на подхвате, а не наоборот.

Почему русский коммунизм сам погиб - это отдельная история. Важно то, что русский коммунизм, Русская Революция была совершенно объективным и совершенно необходимым СЛЕДУЮЩИМ шагом после Французсой революции, после 19 века. И никак иначе. Смысл Французсой революции вовсе не в моментальном разрешении проблем развития Франции, а в легализации тех социальных и политичесих МЕТОДОВ, которые в итоге сделали Францию одной из ведущих капиталистических держав мира. Как пишем Иммануил Валлерстайн, главный результат этой революции - легализация САМОЙ ИДЕИ о правомочности перемен, о правомочности политики МЕНЯТЬ социальную реальность, чего никак не допускал Старый Порядок. Что такое реальный (советский), а не книжный коммунизм как социальная и политическая доктрина? Я согласен с определением, которое дает современный немецкий философ Борис Гройс: коммунизм - это когда политика имеет право управлять экономикой. "Было время - и цены снижали... И текли куда надо каналы и в конце куда надо впадали". Надо - будут и в Мурманске огурцы цвести круглый год. Я хорошо помню, что именно эти тепличные мурманские огурцы стали предметом одной из самых первых атак Горбачева, еще в 1985 году. Подчинение не только социальной ткани, но и экономики - политике в советской модели было очевидным и логичным развитием Просвещения и Французской революции как программы подчинения ВСЕЙ жизни людей - разуму.

Когда я раскапывал историю создания КамАЗ-а, мне попалась замечательная цитата из легендарной американской консервативной газеты "Christian Science Monitor" примерно такого содержания (как раз по поводу строительства КамАЗ-а): главный грех коммунистической экономики в том, что она ПРИДУМАНА САМИМИ ЛЮДЬМИ, - а это грех, потому что правильная, капиталистическая экономика создана Богом. Вацлаву Гавелу, первому посткоммунистическому президенту Чехии, мы обязаны замечательным признанием: Советский Союз олицетворял собой, и ПОЭТОМУ дискредитировал, веру в объективность науки. Прямым текстом было предсказано то, что происходит сейчас, спустя уже 20 лет. Если сам коммунистический Советский Союз сплоховал в том, в чем Сталин обвинял капитализм, а именно - в когнитивной слабости, неспособности понять и управитья с тем миром, который он сам создал, - то нынешний капиталистический Запад, лишенный парадигменного конкурента, каким был СССР, - тем более все больше сваливается в Старый порядок. В чистом виде восстановить Старый порядок невозможно, до сих пор обычно получался фашизм - вот он и получается сейчас у Америки, все это видят.

Так или иначе, но проблема слишком большого количества созданного нового ВСЕГО остается, как и в 1914-м, так и в 1941-м году, так и после 1945-го, когда Сталин формулировал главное. Просто так Старый порядок не вернуть, будет получаться уродливая химера. Все это - цена ОТКАЗА от Просвещения. Решив, что из истории можно выкинуть тот шаг, который сделал русский коммунизм и Русская Революция, уже невозможно остаться на дорожке Просвещения.

-----

Но посылом для статьи было рассказать не прогноз на будущее, а обозначить Истинную Ценность. Истинная Ценность - это Просвещение. Человек проснулся всего 2 века назад, и это не преувеличение. "Традиция" означает возврат в до-человеческое (по Макаренко) состояние. Не зря и Александр Зиновьев назвал 20 век "последним человеческим веком" (а первым был 19-й). Собственно, только Просвещение дало миру узнать учение Христа - и я уже выше показал, почему. Потому что до угля и пара человеку было выгодно, чтобы сосед сдох. А завести экономическую машину угля и пара мог только тандем из алчного капиталиста и Вольтера. А чтобы эта машина работала дальше, нужны были Ленин, Троцкий и Сталин. Собственно, то, что последние сумели построить, было новой - но не первой и не последней - редакций государственного капитализма. Коммунстической была только идеология.

Без Просвещения, угля, пара, а потом нефти, газа и атома нет Христианства. Первым, кто смело и честно сказал об этом, был Лев Толстой. два тысячелетия была Церковь, но не было христианства. И по другому не могло быть - по материальным причинам. Не было материальных оснований для христианского отношения людей друг к другу. Толстой все расписал по полочкам, и веру церковную назвал павлианством. Павел - основатель христианской церкви, полностью выхолостил учение своего учителя. Главным стало подчинение государственной власти и существующей социальной иерархии. Юстиниан забил в христианство еще более мощный гвоздь - своей доктриной "симфонии Церкви и государства". Православные считают себя истинными христианами, в отличие от якобы "отпавших" католиков, на том основании, что только в православной церкви остаются незыблемыми изначальные каноны и постановления Вселенских Соборов. На самом деле после Юстиниана именно православие - как наиболее беспринципное в оголтелой поддержке государства любой ценой - является максимально далеким от христианства.

Сейчас Просвещение в жесточайшем кризисе - в силу самоликвидации СССР и тупого самодовольства Запада, не понимающего, что у него самого пропало будущее, - во всяком случае, будущее гуманистическое, христианское. "Традиция" алчно потирает свои сальные ручки. Вслед за советским "социализмом"(читай, капитализмом, силой развернутым к христианству) отступают другие завоевания самого демократического капитализма: о какой демократии можно говорить после 2014 года, когда в антироссийской истерии, не считающейся ни с какими фактами, Запад далеко перегнал Орвелла. Креационисты по всему миру наступают. Американские биологи в недоумении - откуда что взялось? Ребята, надо было беречь СССР.

После 1789, 1917, 1957 и 1961 годов христианство стало модерном, а модерн стал христианским. Только христианин может быть хорошим атеистом, только атеист может быть хорошим христианином (Эрнст Блох). Отныне христианин - это атеист и модернист. Либо атеистический христианский модернизм сумеет спасти то, что дали 19 и 20 век, либо Традиция вернет всех в каменный век.


 

http://maxpark.com/user/2165492523/content/3123598