Публикую свой комментарий, который я дал сайту corrupcia.net относительно возможной динамики цен на нефть.

Экономист Георгий Мацуга проанализировал динамику цен на нефть специально для «Коррупции.NET».

– Президент России Владимир Путин на итоговой пресс-конференции после встречи с президентом Украины Петром Порошенко в Милане выразил уверенность, что цена на  нефть выровняется. Георгий, скажите, пожалуйста, Вы согласны?

– Основания для оптимизма у Путина, на мой взгляд, есть. Цены на нефть на протяжении истории демонстрировали фантастическую динамику. Иногда они оставались на протяжении многих лет стабильными. Иногда они резко взмывали вверх, иногда – внезапно падали. 

–  Можете назвать цифры, статистику?

– В 1861 году нефть стоила 0,49 доллара за баррель. С 1947 до 1970 года цены на нефть   принимали значения в диапазоне 1,8 до 2,08 доллара за баррель. К 1980 году, вследствие коренного изменения мировой валютной системы, а не только из-за нефтяного эмбарго 1973 года, цены на нефть подскочили до 37 долларов за баррель. Затем началась эпоха падения цен на нефть, и к 1998 году цены на этот ресурс упали до 12-13 долларов за баррель. Потом началась новая эпоха роста цен на нефть, которая продолжается вплоть до настоящего времени. Вопрос в том, когда эта эпоха закончится. 

– Является ли нынешнее снижение цен на нефть краткосрочным явлением или же это начало новой эпохи падающих цен на нефть? 

– Анализ динамики цен на нефть показывает, что с 1891 по 1980 год продолжительность эпох роста цен на нефть составляла от 6 до 16 лет: это периоды 1891–1899, 1910–1920, 1931– 1937, 1946–1959, 1970–1980 гг. Но с 70-х годов прошлого века все изменилось. Из-за коренных изменений мировой валютной системы доллар США больше не является стабильным в долгосрочной перспективе, как следствие – вырос спекулятивный спрос на некоторые биржевые товары. В числе этих биржевых товаров оказалась и нефть. Спекулятивная составляющая в цене на нефть в 1974–2013 годах сильно выросла по сравнению с 1891–1973 годами. В условиях, когда спекулятивная составляющая в цене товара так выросла, амплитуда колебаний цен на товар тоже должна вырасти. Вследствие роста амплитуды колебаний цен велика вероятность того, что вырастет и продолжительность периода этих колебаний. К сожалению, для подтверждения этой гипотезы данных пока мало. 

Есть только один факт, ее подтверждающий: это продолжительность последней эпохи падения цен на нефть: 18 лет – с 1980 по 1998 год. Полагаю, что этот период снижения цен на нефть не случайно оказался столь продолжителен. Скорее всего, теперь эпохи падения цен на нефть и эпохи роста цен на нефть будут длиться дольше (вероятно, в 2 раза): не по 6–16 лет, как это было до 1980 года, а от 12 до 32 лет (то есть в среднем 22 года). Если это мое предположение верно, то начало новой эпохи падения цен на нефть следует ожидать между 2010 и 2030 годом. Наиболее вероятный год этого начала – 2020-й. Это, как я считаю, и дает основания соглашаться с оптимистичным настроем Путина. 

– Нужно не забывать две вещи… Первое: экономические прогнозы не могут быть абсолютно точными. Дата 2020 – это лишь наиболее вероятная дата начала эпохи падения цен на нефть. Следовательно, есть вероятность 50%, что падение цен на нефть начнется еще до 2020 года. Второе: спекулятивная составляющая в цене на нефть очень велика. По оценкам многих экспертов она в 2013-м году составила 40–42% от цены на нефть, а по моей собственной оценке – даже 50%. Это означает, что когда падение цен на нефть начнется, оно будет очень сильным: не стоит забывать, что всего 16 лет назад баррель стоил 12–13 долларов. 

То есть паниковать не стоит, но нужно понимать, что оптимистичные прогнозы могут не сбыться и эпоха падения цен на нефть начнется раньше, чем ее ждут. А значит, властям России не стоит поддаваться соблазну популизма: нужно проводить разумную бюджетную политику и не допускать возникновения дефицита государственного бюджета. Потому что, если даже при высокой цене на нефть в стране – экспортере нефти возникнет устойчивый дефицит бюджета, то в условиях низких цен на нефть он может достичь катастрофических значений, что значительно повысит риск дефолта или гиперинфляции. Путину стоит сохранять оптимистичный настрой, но не стоит позволять оптимизму затмить свой разум.