Арестованные в ноябре 2013 года по подозрению в вымогательстве крупных сумм у Уральской горно-металлургической компании Игорь Житенев и Михаил Безменский начали знакомство с обвинением и материалами их уголовного дела.
Следствие не смогло доказать свою версию о вымогательстве, якобы свершенном бывшим атаманом казачьей автономии Новохоперска Игорем Житеневым, который участвовал в протестах против добычи никеля в Прихоперье. Теперь ему предъявлено новое обвинение – в покушении на мошенничество (статья 159 ч.4 Уголовного кодекса). По той же статье теперь обвиняется другой фигурант этого уголовного дела – житель Борисоглебска Михаил Безменский.
«Следствие таким образом спасает дело, – считает адвокат Житенева Алексей Ветринцев. – Это вынужденная мера. Состава мошенничества в действиях моего подзащитного, конечно, не было. Я уверен, что мы получим все доказательства этому во время ознакомления с материалами дела».
Следственные действия официально завершены – теперь обвиняемым и их защитникам дадут время на ознакомление с материалами. После этого дело будет передано в суд.


Уголовное дело против Игоря Житенева, Михаила Безменского и «неустановленной группы лиц» было возбуждено 22 ноября 2013 года по заявлению Петра Ямова, советника генерального директора Уральской горно-металлургической компании, выигравшей тендер на добычу никеля в Прихоперье. В настоящее время компания ведет геолого-разведочные работы при активных протестах со стороны местного населения.
Следственную группу возглавил главный фигурант «списка Магнитского» Олег Сильченко.
Согласно первой версии обвинения, Житенев и Безменский вместе с неустановленными соучастниками вымогали у УГМК деньги, угрожая в противном случае продолжить «противоправные действия», которыми следствие называет акции против добычи никеля на Хопре. Показательно, что несмотря на грубые нарушения уголовно-процессуального права, которые сопровождали следствие с самого начала, и возможные коррупционные мотивы самого дела, доказать версию с «вымогательством» не удалось.
Судя по всему, следствие рассчитывало на то, что, оказавшись в СИЗО, Безменский и Житенев дадут любые показания и признают вину. Игорь Житенев сразу отказался сотрудничать со следствием и во время судебных заседаний по продлению меры пресечения неоднократно заявлял, что намерен доказать свою полную невиновность в суде. Михаил Безменский сразу после задержания под давлением подписал те показания, которые от него требовали, однако впоследствии публично отказался от них.
В письме, которое Безменский в июне передал через своего адвоката прессе, подробно говорится об угрозах и давлении, а также о связи руководства УГМК с сотрудниками ГУЭБиПК, которые вели оперативно-розыскные мероприятия по этому делу и участвовали в задержании Житенева и Безменского.
Так, Безменский описывает, как его вынудили дать деньги Житеневу, предварительно избив и пригрозив, что иначе «жене конец», а потом заставили участвовать в попытке арестовать координатора движения «В защиту Хопра» Коснтантина Рубахина, которому Безменский, уже будучи задержанным и доставленным в Москву, должен был по приказу замглавы ГУЭБиПК Бориса Колесникова передать сумку с деньгами.
Безменский рассказывает в письме о том, как Петр Ямов отдавал распоряжения сотрудникам МВД, грозил ему большими сроками и заставлял отказаться от адвокатов, а следователь из СД Серей Бедилов и оперативник Павел Левитский хвалились своей дружбой с Ямовым.
Есть и другие факты, заставляющие сомневаться в независимости и непредвзятости сотрудников, ведущих это уголовное дело. Экс-глава ГУЭБиПК Денис Сугробов и его заместитель Борис Колесников сами были арестованы по обвинению в превышении должностных полномочий и провокации взятки. Яна Тихонова, которая, по информации СМИ, является супругой Сугробова, возглавляет российское представительство компании Glenсore – трейдера продукции УГМК. В той же компании работала и сестра бывшего главы ГУЭБиПК Оксана Сугробова.
Адвокаты Житенева и Безменского, как и их подзащитные, не раз обращались в Следственный комитет, Генпрокуратуру и Управление собственной безопасности МВД с просьбой провести проверку. Адвокат Безменского Владимир Голубев неоднократно пытался добиться возбуждения уголовного дела по факту нарушений со стороны правоохранительных органов, однако каждый раз получал отказ.

Оригинал