СТРАХ

Я все еще недоумеваю по поводу высокого рейтинга Путина. Я верю, может это наивно, в человеческую вменяемость. А, следовательно, удивляюсь, с чего бы это можно было вот так взять и полюбить человека, который столько лет у власти. 

Есть простые вещи, аксиомы, на которые стараешься опираться, чтобы не попасть впросак. Ну например, если человек много лет пьет крепкий алкоголь в больших количествах, у него не будет здоровой печени.

Власть - страшный наркотик, и концентрация его тем сильнее, чем ближе власть к абсолюту. Поэтому со времен Древней Греции общество стремится к сменяемости власти, мы все прекрасно осознаем, что занявший место дракона рано или поздно в дракона обращается, поэтому лучше на этом самом месте долго не засиживаться, чтобы сохранить в себе человеческое. Простая же вещь. А человек, погруженный во власть, много лет пропитывающийся ею, не может быть хоть сколько-нибудь близок к объективному восприятию реальности. Просто по определению, аксиоматически, как не может алкоголик не иметь проблем с печенью. Так почему же во все времена находится так много народа, готового с благолепием, обязательно с ним, любить дракона?

Мне тут один человек сказал про рейтинги следующее:

- Большинство опросов проводится по телефону. Я - простой россиянин, у меня типичный российский менталитет. Первая моя реакция на звонок с опросом - испуг. Так проявляется мой менталитет. Я знаю, что "меня посчитали". Ну допустим, я в опросе про Путина могу и не сказать, что он мне симпатичен. А кто-то очень даже скажет. Не потому что "нацлидер" ему реально нравится, он может к нему равнодушно относиться, не доверять или даже ненавидеть. Но опрашиваемый уже понял, что "его посчитали" и хорошо помнит про наши "закручивающиеся гайки". Вот он и отвечает на вопрос о президенте, что да, доверят конечно. Не потому, что он действительно доверяет, а, что называется, "от греха". У него, может, семья или бизнес и вообще, инстинкт самосохранения. 

Насколько же наше общество реально доверяет президенту? Не готово ли оно изменить своей любви в единый миг? Как бывало в Византии, наследником которой Российское государство традиционно считается, когда любимому кесарю выкалывали глаза, а потом таскали его на кольях, и еще вчера обожавший его народ ликовал. Какова она, реальная любовь или нелюбовь? И каков он, реальный страх тех, кого опрашивали, насколько он руководил ими в момент ответа?

НЕНАВИСТЬ

В теленовостях говорят о помощи беженцам, о том, какие он несчастные со своими детьми (детей показывают очень часто, что подозрительно, потому что слишком эмоциональная подача всегда зачастую нужна для того, чтобы скрыть какие-то факты, а заодно ударить по возможности критического восприятия зрителя). Новости полны ненависти. Но они не к беженцам, нет-нет, не к ним. 

Однако, ребята, если агрессия так брызжет красным с голубых экранов, она зальет всё, будьте уверены. Беженцев уже начали ненавидеть.

Недавно, когда я поехала погостить к бабушке, в маленькую костромскую деревню (о ней будет отдельный рассказ), ко мне подошел наш сосед. Его называют Мишкой, хоть возраста он уже вполне пенсионного. На Мишке три огорода, два из них он арендует. Вроде не выпивает, зато курит много, дымит как паровоз. Мишка заходит к нам - поболтать. Рассказывает:

- Вот эти беженцы с Украины. Им и дома сразу дают и зарплату в 35 тыщ. А нам-то - что? Простому россиянину - шиш!

Мишка не один такой. Мнение, распространяющееся о беженцах в народе можно выразить примерно так: они в своей стране наворотили чёрт знает чего, а теперь приехали наши сливки лакать - на всё готовенькое. Кстати, реальное положение дел, мягко говоря, несколько иное. Но кого это интересует?

В Мурманске беженцев уже били. В Сыктывкаре женщина, дом которой затопило в конце июля тоже высказалась, мол им - всё, а как же мы?

Что если это не просто единичные случаи, а только начало наших новых взаимоотношений, и беженцев могут сделать каналом для слива ненависти населения? Ведь санкции все равно ударят по нам: продукты дорожают и пропадают. Тут недавно Павел Андреев сокрушался о сырах и креветках. Я о них тоже сокрушаюсь. Но куда больше, как простая россиянка с семьей и детьми, о таких доступных замороженных овощных польских смесях и ягодах. Они так выручают, особенно зимой. Вчера вот брокколи не нашлось в магазине. А ведь хотелось именно брокколи. Думаю, они, эти овощи и ягоды, еще прибудут к нам с пометкой, допустим, "расфасовано в Республике Беларусь". Но уже несколько по другой цене. 

В общем санкции мы еще непременно прочувствуем, никуда мы от этого не денемся. И без того, чтобы назначить виноватого тоже вряд ли обойдется.

Вот поэтому на ум приходит песня Цоя, в которой он пел "следи за собой, будь осторожен". Берегите себя и своих близких от страха и от ненависти и от внезапных приступов обожания царей и царьков. Сберечь себя мы можем только сами.