Я уважал Валерию Ильиничну Новодворскую. Хотя уже давно сердился на то, как пародийно она излагает порой дорогие мне идеи. Но в какие бы преувеличения она не пускалась, она никогда не теряла хороший, ясный русский язык и оставалась русским литератором. Продолжавшим, правда многие не лучшие традиции отечественной публицистики. 


Я считаю, что ее слово и дела были очень полезны России в конце 80-ых и начале 90-ых. Ее партия, "Демократический Союз" была первой партией в СССР открыто выступившей за отмену 6-ой статьи конституции СССР о руководящей роли КПСС.

Вот ее последняя статья, о Бабеле. Вечная память.

Рассказ человека, лично ее знавшего и вступившего в ДС в 80-ые годы.

ДОБАВЛЕНИЕ


Хороший пост и хорошие фотографии В.И.Новодворской. 

Оригинал

Еще о Валерии Ильинишне Новодворской, мушкетере пера.

В потоке общих добрых слов о ней, как-то блекнет ее индивидуальность. Поэтому мне хочется сказать несколько слов. Я не был ее поклонником и мало статей ее читал. Не представляю ее внутренний мир, какую-то "лазейку" в него я получил только сейчас из приведенных Алиной Витухновской писем Новодворской к ней и из случайных воспоминаний и фото в ЖЖ. 
Умная? Искренняя? совсем не это виделось мне ее достоинством. Чрезвычайно артистичная, бесстрашная, эрудированная, хорошо знающая литературу и историю, открытая и доброжелательная - такой она виделась мне. Ее статьи напоминали мне скорее дуэли Д'Артаньяна - я дерусь, потому, что сегодня хорошая погода. Она подбирала самые едкие, самые шокирующую публику выражения - потому, что сегодня хорошая погода. Она бросала вызов всем патриотическим штампам и клише, всем модным мнениям. В гуле проклятий она слышала звон рапир.


Бесстрашно презрев все угрозы совдепии, она, от лица благородных традиций русской литературы бросила ей вызов. Кто знает, насколько ее здоровье было подорвано в сумашедших домах, куда она попадала то за антисоветские листовки, то за другие протесты. Но, развенчивая кумиры совдепии и "великорусского шовинизма" она не заметила, как попала под власть других традиций, традиции русской литературы увлекаться звонкой фразой и хлестким ругательством. Слава Богу, эстетическое чутье спасло ее от занудства в стиле современных подражателей Салтыкова-Щедрина. Которым их полная искренность не прибавляет ни ума ни стиля.

Прилепин назвал ее большевичкой. Это лишь говорит о затертости его метафор. Он просто не знает других слов, для людей с сильными и ясными убеждениями, идущими вразрез с большинством.

Я думаю, что в своих статьях она была честна, но не вполне искрення. Если бы она была искрення, то добавила бы к своим словам о России еще несколько фраз или всего одну. Но... она этого не сделала, уважая ее и я не буду делиться своими предположениями.

Когда она начинала свой бунт против СССР вряд ли она думала, что переживет эту громадную страну, то и дело демонстрировавшую упоение своей мощью. Своим острым словом она старалась отвратить Россию от попыток вступить на этот же, гибельный, путь. СССР похоронили раньше нас. 


Жаль, что В.И.Новодворскую похоронят раньше, чем В.И.Ульянова. Она много писала и говорила о большевизме, чекизме и их преступлениях. Кому-то это казалось ненужными экскурсами в историю. Теперь мы видим, что это не так, что даже в донецких событий проступает прямой след и руководство этой рожденной в крови организации.


И быть может, единый русский и украинский лозунг: нет чекизму! станет основным содержанием политики в наших двух странах. Если на Украину чекизм наваливается по преимуществу извне, то Россию он разрушает изнутри.

Оригинал