По данным Росстата, в 2013 году, впервые за два десятилетия, в России состоялся естественный прирост населения. За последние пять лет число абортов сократилось на 24%, но все еще остается достаточно большим. В России около миллиона женщин ежегодно прерывают беременность.

Однако было решено бороться со сложившейся проблемой на законодательном уровне. И 21 мая 2014 года депутат Государственной Думы России от республики Марий Эл, член комитета по вопросам семьи, женщин и детей Лариса Яковлева становится соавтором одного из скандальных законопроектов, согласно которому предлагается ввести принудительные аборты для несовершеннолетних девушек и женщин (признанных недееспособными) при любых сроках беременности!

Компания из восьми депутатов Госдумы (Мурзабаева, Куранов, Рахматуллина, Соколова, Огуль, Шайденко, Марданшин, Натхо) и Лариса Яковлева предлагают дополнить Гражданско-правовой кодекс Российской Федерации: новыми главами 35.1 и 35.2, закрепив в них:

- порядок рассмотрения заявлений медицинских организаций в защиту интересов несовершеннолетних или лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, при отказе их законных представителей от медицинского вмешательства;

- порядок рассмотрения заявлений об искусственном прерывании беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.

Рассмотрение заявлений медицинских организаций в защиту интересов несовершеннолетних или недееспособных лиц при отказе их законных представителей от медицинского вмешательства (в том числе и отказа от принудительного аборта) предполагается производить по правилам особого производства в срок, не превышающий пяти дней с момента поступления заявления в суд, а по ходатайству медицинской организации – в день подачи. Суду предоставляется право обратить принятое им решение к немедленному исполнению.

Кроме того, предусмотрено, что медицинское вмешательство (в том числе принудительный аборт) может проводиться при отсутствии информированного согласия законного представителя несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, на основании решения суда об удовлетворении соответствующего заявления медицинской организации.

В свою очередь, предполагается наделить законного представителя беременной женщины, признанной в установленном порядке недееспособной, правом подавать в суд заявление относительно искусственного прерывания беременности вне зависимости от ее сроков. Предполагаемый срок рассмотрения заявления – пять дней. Такие дела планируется рассматривать с участием самой совершеннолетней, признанной недееспособной, прокурора, представителя органа опеки и попечительства.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, его принятие позволит более эффективно защищать права несовершеннолетних и женщин, являющихся недееспособными, в целях качественного и своевременного оказания медицинской помощи, что, в свою очередь, приведет к дополнительным гарантиям реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.

«В законопроекте не прописано, какими критериями должен руководствоваться суд при принятии решения о прерывании беременности у недееспособной. Когда лишают человека дееспособности, руководствуются определенными критериями, к примеру, может ли человек самостоятельно совершать сделки или нет. Но как может решить суд – способна ли женщина быть матерью для своего ребенка?», - возмущается юрист Центра лечебной педагогики Павел Кантор.

Особо подчеркнем, что Центр лечебной педагогики является одной из старейших и авторитетных в России благотворительных общественных учреждений занимающийся вопросами лечения и помощи детям с нарушением психического и речевого развития. Центр лечебной педагогики имеет официальное право вести медицинскую (лицензия Минздрава РФ) и образовательную деятельность (лицензия Минобразования РФ).

По мнению юриста Центра лечебной педагогики Кантора, странной (хотя и мелкой на фоне самого скандального законопроекта) новацией является также формулировка «независимо от срока беременности».

«Сегодня рискованные аборты на поздних сроках обусловлены медицинскими или социальными показаниями, в законопроекте же - лишь недееспособностью матери», - пояснил эксперт.

Павел Кантор подчеркнул, что «Россия приводит свое законодательство в соответствие с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах инвалидов». 

«В соответствии с решениями Конституционного и Верховного судов повышаются гарантии реализации прав граждан, признанных недееспособными: в Гражданский кодекс внесены нормы об обязательном учете мнения таких граждан при решении основных вопросов их жизни. В этом смысле данный законопроект – неожиданный шаг вспять, вразрез с тенденциями развития современного гуманитарного права», - особо подчеркивает юрист Центра лечебной педагогики.

По словам Павла Кантора, если этот законопроект будет принят, администрация интерната будет, не задумываясь, поголовно прерывать беременность у всех своих воспитанниц. 

«Правоприменители будут воспринимать это как легитимный, одобренный законодателями, путь. Раньше такая практика тоже была, но были и судебные дела, в которых удавалось защитить интересы женщин, признанных недееспособными. В нашей практике был такой случай – воспитанница интерната возражала против аборта, нам удалось защитить ее интересы, она родила ребенка и принимает посильное участие в его воспитании», - пояснил Павел Кантор.

Координатор правовой группы Центра лечебной педагогики Ирина Ларикова подчеркнула, что «принятие этого законопроекта – первый шаг к узакониванию принудительных абортов для недееспособных». 

По ее словам, многие женщины как можно дольше скрывают от руководства интерната свою беременность в надежде родить ребенка. 

«Если этот чудовищный законопроект будет принят, аборты смогут производиться независимо от срока беременности, то есть, у женщины практически не останется шанса родить», - пояснила Ирина Ларикова.

«Возмутительно, что эти поправки пытаются завуалировать внося их якобы с целью защиты интересов недееспособных рядом с поправками о принудительном медицинском вмешательстве в случае угрозы жизни. В действительности же эти поправки друг с другом никак не связаны. Если есть реальная угроза жизни для любой беременной женщины при родах, то врачи выбирают спасение жизни матери любой ценой, но при чем тут недееспособные?», - говорит эксперт.

По словам Ирины Лариковой, практика стерилизации людей с психическими расстройствами в интернатах существует уже давно.

«С привлечением внимания в стране к проблеме интернатов такие случаи обнаруживаются все чаще и чаще. Вместо того, чтобы создать людям с ментальными проблемами нормальное социальное сопровождение, в том числе поддержку при рождении и воспитании ребенка, авторы законопроекта пошли путем «наименьшего сопротивления», - в заключении отметила координатор правовой группы Центра лечебной педагогики Ирина Ларикова.

Согласно оценкам правозащитных организаций, если законопроект о принудительных абортах, соавтором которого является депутат Госдумы от Марий Эл Лариса Яковлева, будет принят, то следует ожидать того, что девушки, оставшиеся без родителей, или матери-одиночки будут насильно доставляться в абортарии!

Член экспертного совета Госдумы и председатель Московской областной коллегии адвокатов, доктор юридических наук Всеволод Сазонов заявил, что после ознакомления с готовящимся законопроектом (соавтор Лариса Яковлева) у него возникли недвусмысленные аллюзии с законотворчеством гитлеровской Германией.

Кроме того, данный законопроект нарушает права и свободы российских граждан, гарантированные Конституцией РФ (ч. 1 ст. 20 - право на жизнь, ч. 1 ст. 38 – гарантия защиты государством материнства, детства и семьи). В законопроекте предусмотрен аборт на любом сроке беременности, хотя в действующем законе установлено, что аборт после 22 недель делается только в исключительных случаях по медицинским показаниям или если имеет место социальный аборт!

Всеволод Сазонов считает, что готовящийся законопроект Ларисы Яковлевой и компании крайне опасен для общества. Дело в том, что под данный законопроект подпадают две категории граждан, которые могут являться недееспособными по российскому законодательству. Во-первых, это граждане Российской Федерации до достижения ими возраста 18 лет, во-вторых, это граждане, признанные в судебном порядке недееспособными вследствие психического расстройства.

По мнению доктора юридических наук Всеволода Сазонова, получается, что медицинская организация будет принимать решение о необходимости проведения аборта и обращаться в суд для законного осуществления этой процедуры, несмотря на то, что недееспособная женщина сможет написать отказ от проведения аборта и будет осознавать последствия своих действий, в дальнейшем сможет исполнять свои обязанности по уходу за ребенком и его воспитанию.

А как быть со здоровыми несовершеннолетними, которые осознают последствия рождения ребенка в таком возрасте и все равно хотят родить?! Что если их родители и/или отец ребенка готовы оказывать помощь в воспитании ребенка?! Согласно новому законопроекту, медицинская организация может посчитать необходимым сделать аборт и заставит лишить ребенка жизни! Вопрос что делать с последствиями аборта для несовершеннолетних, в результате которых девочка станет бесплодной, и кто понесет за это ответственность также остается открытым.

Председатель Московской областной коллегии адвокатов Всеволод Сазонов подчеркивает, что в части 1 статьи 56 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве, однако, новый законопроект противоречит этому положению. Мало того, что мнение беременной женщины не учитывается, в законопроекте также не содержится упоминание об отце ребенка, который может признать свое отцовство и помогать недееспособной матери в воспитании ребенка или даже воспитывать его самостоятельно. Мнение  отца просто не учитывается!

Любой врач может подтвердить мои слова о том, что у недееспособных женщин зачастую рождаются вполне здоровые дети. Таким детям необходимо оказывать всестороннюю помощь и поддержку, социальное сопровождение. Однако ряд депутатов Госдумы (Лариса Яковлева и компания – прим Александра Фридома) берут на себя все больше функций, которые им не присущи, пытаясь решить не саму проблему, а ее последствия. Проблему надо решать не убийством детей, а пресечением злоупотреблений, связанных с недееспособными женщинами – считает Всеволод Сазонов.

В заключении эксперт отмечает, что законодательство, разрешающее аборты в России – одно из самых либеральных в мире. В прессе и в интернете можно часто встретить рекламу кабинетов, которые предлагают срочное прерывание беременности. Препараты, прерывающие беременность на раннем этапе, продаются в свободном доступе, без рецепта. Единственной страной в мире, где разрешены принудительные аборты, в настоящее время является Китай. В европейских странах аборты разрешены только с согласия женщины!

Православные активисты уже добились того, что скандальный законопроект Ларисы Яковлевой и компании стали известен Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, который крайне отрицательно относится к абортам. Задача церкви, по словам Патриарха Кирилла, заключается в том, чтобы “призывать мам к сохранению своих будущих детей, чтобы они не пугались встать на трудный путь воспитания ребенка".

В итоге откровенно варварский законопроект депутата Госдумы от Марий Эл Ларисы Яковлевой и компании официальные представители Русской православной церкви восприняли крайне отрицательно. Старший юрист Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви Наталья Старинова дала подробные комментарии по безнравственной инициативе Ларисы Яковлевой:

“Принятие подобного законопроекта может означать, что дискуссия по вопросу принудительных абортов закончена, и достигнуто общественное и политическое согласие, что женщин, признанных недееспособными, можно и нужно по решению суда отправлять на принудительный аборт

Однако легитимизировать принудительное прерывание беременности нельзя, и нужно в перспективе исключить дискриминационные, унижающие человеческое достоинство нормы, закрепляющие возможность принудительного аборта, а не устанавливать правила их реализации.

Недееспособность – вопрос сугубо юридический, и не означает ничего относительно самой женщины, ее будущего, перспектив – социальных или медицинских. 

Недееспособность как таковая не означает, что женщина не может или не вправе самостоятельно решить вопрос о материнстве, без участия опекуна, суда, прокурора и органов опеки и попечительства. В законе №323-ФЗ и в законопроекте не указано, что женщина может оставить ребенка несмотря на мнения всех названных лиц и органов.

Нужно также принимать во внимание, что недееспособность часто бывает временным явлением, и в случае отпадения обстоятельств, в силу которых женщина была признана недееспособной, суд признает ее дееспособной. Но ребенка уже не вернуть, и здоровью женщины может быть нанесен непоправимый вред, а кроме того, унизительный принудительный аборт может сильно ухудшить ее состояние. 

Что касается жительниц интернатов – то лучше развивать социальную реабилитацию, расширять возможности самостоятельной жизни женщины и сопровождаемого проживания, чем принуждать женщину к аборту, только потому, что заботиться о ребенке в условиях интерната ей будет сложно.

Любопытно, что отец ребенка в законопроекте вообще не фигурирует. Его просто нет в списке лиц, привлекаемых к рассмотрению заявления о прерывании беременности. Также странно, что решение может быть обращено к немедленному исполнению, и непонятно, как предполагается соблюдение требований закона о так называемой неделе тишины”. 

По мнению экспертов, законопроект депутата ГД РФ от Марий Эл и компании, вызвавший резкое негативное отношение, как среди правозащитников, так и среди православной общественности, вряд ли найдет поддержку на осенней сессии в Государственной Думе. В настоящий момент законопроект Ларисы Яковлевой и компании, отрицательно оценили коллеги по “Единой России” заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений, известный журналист Михаил Маркелов и член комитета Госдумы по обороне, верховный атаман Союза казачьих войск России Виктор Водолацкий.

Напомню, что Лариса Яковлева стала депутатом Госдумы, лишь благодаря лоббистским возможностям главы Марий Эл Леонида Маркелова и полностью зависит от губернатора. Получается, что глава Марий Эл, как и его марионетка - Лариса Яковлева, лишь для пиара декларируют православные ценности, а в реальности являются активными сторонниками принудительных абортов и продвигают законы, противоречащие Конвенции ООН и Конституции России?!

Источник: Общественный комитет по борьбе с коррупцией в Марий Эл (http://no-korrupcia.livejournal.com/52919.html)