Несколько дней назад появилась статья Юрия Мерзлякова «Эндаумент Чернова или продажная свобода слова в Коми», содержащая критику, претендующую на ироничность, в адрес сайта www.7x7-journal.ru, меня, как его совладельца, а также первого вице – губернатора Коми Алексея Чернова. Считаю, что Алексею Леонидовичу «повезло» как-то больше – его фамилия вынесена в заголовок, а про меня, грешного, – только в тексте… Эх, несправедливо это как-то… Хотелось бы большего внимания!

Ничего личного

Вообще, в силу ряда причин я вполне привык к ироничным замечаниям и резкой (иногда заслуженной, а порой – не очень) критике. И публичной, и приватной. И стараюсь относиться к замечаниям друзей и оппонентов без «сантиментов». Поэтому если бы г-н «Мерзляков» (специально, что ли, был подобран псевдоним, напоминающий шефа жандармов «Мерзляева» из рязановского «За бедного гусара замолвите слово», ставшего в эпилоге «Мерзяевым»?) обсуждал в своей заметке только «мою продажность», то я забыл бы о его эпистоле через пять минут. Но почтенный автор политического доноса, размещенного на эфемерном ресурсе, созданного, вероятно, кем-то ради единственной публикации, попытался жестко «наехать» на сайт (интернет – журнал) 7х7 – journal.ru. А это редакция, блогеры, партнеры, комментаторы, которых становится все больше. Безнаказанно и публично «мочить» (в терминах Мерзлякова) наш сайт и его друзей я не позволю.

Какой грех хуже?

Главных обвинений со стороны Мерзлякова в мой лично адрес два – а) еврейское происхождение и симпатии к Израилю (этот «порок» распространяется и на совладельца Семерки Леонида Зильберга), б) дружеские и партнерские отношения с первым вице-губернатором Коми Алексеем Черновым («кошерность» которого, с точки зрения наследников Инквизиции, тоже не является очевидной). Какой из этих «грехов» является «смертельным», а какой - просто «тяжким», я до конца не уловил. Но ясно, что даже одного должно хватить для того, чтобы – как в старом анекдоте – положить на стол партийный билет! Допускаю, что в душе азартный автор «Эндаумента…» еще более категоричен. Наверное, в пламенной борьбе за «свободу слова» он мог бы, вслед за известной «гуманисткой» Ульяной Скойбедой, помечтать о производстве абажуров из семитов, «продающих и покупающих» свободу слова. Пишу это, чтобы донести до публики искренне удивление – наняли «целого Мерзлякова», подготовили обширную статью, создали под нее ресурс, освоили бюджет, а в результате – какой-то невнятный донос скверного качества! По национальному, так сказать, признаку.

Хочу в этой связи напомнить Мерзлякову слова Владимира Путина (впрочем, возможно, не являющегося авторитетом для «Мерзлякова»), сказанные по поводу точечных западных санкций: Под них попали и мои друзья и вот, как нарочно, выбрали двух евреев и одного хохла! Кажется поэтому, что Мерзляков со товарищи существенно ошиблись в определении «линии партии»… Хочу на полном серьезе посоветовать инвесторам и политическим советникам «Мерзлякова» – если впредь будет нужда в моем «мочилове», обращайтесь напрямую – я напишу про себя жестче и веселее!

«Друзья, не надо этих звуков»!

Автор «Эндаумента…» бесхитростно утверждает, что раньше 7x7-journal.ru (в просторечии - Семерка) была хорошей, потому что жестко «наезжала» на губернатора Коми Вячеслава Гайзера и его первого зама Алексея Чернова. А потом, после покупки автором этих строк 27% пакета (кто-то сказал Мерзлякову, что на деньги Чернова!), стала «плохой», так как перестала «мочить» руководство региона, переключившись на ООО «ЛУКОЙЛ – Коми» (ЛК) и экс-мэра Усинска Александра Тяна. Но послушайте – не надо путать Божий дар с яичницей, а конструктивную критику с намеками интимного свойства и рассказами о цвете чьего-то белья. Первое (в адрес Вячеслава Гайзера, Алексея Чернова, «Единой России) имело место на Семерке до моего там появления, сохраняется в полном объеме и сейчас. Более того, некоторые суждения стали звучать резче. Второго (то есть подглядывания за личной жизнью в замочную скважину) старались избегать до меня, и уж точно не допускают теперь… В отличие, полагаю, от некоторых других региональных изданий.

При этом Вячеслав Гайзер и Алексей Чернов относятся к уколам наших обозревателей вполне спокойно, и даже с некоторым добродушным юмором… Мне такое отношение очень нравится. Как нравится и то, что английские консерваторы считают модным дружить с лейбористами и играть с ними в гольф!

Смею заверить анонимных интересантов в том, что Семерка не будет смягчать оценки руководства РК, имея в виду 14 сентября. Если ВРИО Главы Коми и его штаб будут делать нечто ошибочное или вредное (а это не исключено!), никто не будет ограничивать свободу мысли и слова наших блогеров. «Продажного» только по версии чувствительного и «не – продающегося» Мерзлякова.

Кому не угодила Семерка

Семерка, и лично я как блогер, «проходились» отнюдь не только, так сказать, «по персоналиям». Безо всякого сиропа, жестко и конкретно обсуждались проблемы «Северстали», технологическая авария на Колве компании «РусВьетПетро», непростая ситуация вокруг могильника радиоактивных отходов под Ухтой. Публиковались острые материалы по экологии «Монди». Не забывали, конечно, и ООО «ЛУКОЙЛ – Коми» и его партнера, бывшего мэра Усинска Александра Тяна. О чем были эти материалы? О взрыве и пожаре на производственном объекте ЛК, о многочисленных разливах, об уродливом «памятнике нефтянику» в Усинске, установленном на лукойловсие деньги, об остром конфликте компании с коми – ижемцами И вот здесь мне хотелось бы обратить внимание на важный момент.

Вероятно, нескрываемое раздражение некоторых моих бывших коллег и сочувствующего им, по-видимому, Виктора Мерзлякова вызывает то, что я хорошо осведомлен как о нефтяных делах, так и о мэрских. Но позвольте, господа! Деликатные темы, материи и цифры, которые были мне известны, что называется, по долгу службы (заместитель генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ – Коми» по связям с общественностью – должность серьезная!) никогда не становились предметом публичного обсуждения ни в СМИ, ни в других инстанциях. И не будут. «Явки, шифры и пароли» я озвучивать не собираюсь, ни при каких обстоятельствах! В том числе потому, что испытываю искренне уважение и огромную благодарность к Вагиту Алекперову, Равилю Маганову, Алексею Баринову, Азату Хабибуллину, Александру Василенко, Максиму Тарарашкину, Ирине Рычковой, Дмитрию Латкину и многим другим руководителям и коллегам, с которыми довелось общаться и работать в ОАО «ЛУКОЙЛ – Архангельскгеолдобыча» и в ООО «ЛУКОЙЛ – Коми». Называю в одном ряду людей «разной весовой категории» потому, что ЛУКОЙЛ, согласно корпоративной идеологии – это одна большая семья.

История про Эйфелеву башню

Однако сейчас я «свободный художник», который наблюдает «со стороны» за многочисленными социально–экологическими и политическими провалами ЛУКОЙЛ – Коми. И имеет полное моральное право давать оценки, обозначать причины негативных явлений и презентовать их читающей публике. По-моему, все честно – благородно!

Давным – давно, лет тридцать назад, мне довелось увидеть чудесный французский фильм. В начале картины голос за кадром сообщил, что вот, зрителям будет рассказана романтическая история, произошедшая в городе N… Тем временем камера отъезжает и вскоре в объектив попадает… Эйфелева башня!.. Примерно также обстоит дело с заметками Мерзлякова. Почему-то из всех наших «клиентов» автор «Эндаумента…» заступился только за ЛУКОЙЛ – Коми и Тяна, обиды которых он воспринял очень уж близко к сердцу. Ну, скажите, как тут не увидеть в объективе Эйфелеву башню? И не вспомнить знаменитое: «Все звери равны, но некоторые ровнее других»…

Подобная история случилась, увы, не впервые… В 2008 году из за разночтений по лукойловским налогам обострились отношения между республикой и компанией. В газете «Совершенно секретно» появилось тогда «независимое» антиправительственное расследование «Коми в коме», а пресс-служба ЛК мгновенно разослала эту статью со своего корпоративного адреса коллегам по цеху с настоятельной рекомендацией изучить «позицию федеральных СМИ» (информированные источники говорят также, что статья была оплачена напрямую из рекламного бюджета ЛК, чему есть документальные подтверждения!).

Похожая история произошла весной этого года. В Gazeta.ru появился материал «Недра зовут в отставку». У многих тогда сложилось впечатление, что заказчиком статьи с элементами легкого политического шантажа мог снова выступить ЛК (См. подробнее - http://7x7-journal.ru/post/33453). И вот пример свежий и яркий – статья Мерзлякова со своей «Эйфелевой башней»…

Феликс Гельман…

Поименованные промахи ЛК и их обсуждение на Семерке «адвокат» нефтяников считает, судя по содержанию статьи, результатом преступного сговора «американского империализма», «израильского сионизма», Чернова и Несанелиса. Что же, в большом бизнесе и большой политике нет «запрещенных приемов». Это ни хорошо и ни плохо, просто таково положение вещей… Но профессионалы выполняют подобные информационно - политические трюки «технично», без помарок! Г-н Мерзляков же, как нарочно, уши вероятных интересантов выставил на всеобщее обозрение…

А теперь о главном. ЛК всегда ассоциировался у меня с прекрасным журналистом и замечательным организатором Феликсом Гельманом, создавшим эффективную службу общественных связей. Он был бесконечно предан своей компании, при этом прекрасно понимал, что успехи предприятия зависят, в том числе, от конструктивных отношений с властями и надзорными органами, общественными организациями и СМИ. И в непростых для ЛУКОЙЛа ситуациях Феликс не терял самообладания, политической чуткости, чувства меры и юмора. Он не боялся, помимо прочего, предостерегать руководство предприятия от опрометчивых шагов… Это, по-моему, и есть показатель высшего профессионализма! Поэтому к его мнению всегда прислушивались коллеги и начальники, друзья и оппоненты, партнеры и конкуренты. К сожалению, после завершения земных дней Гельмана его наследие довольно быстро было подвергнуто кардинальной ревизии.

И его дело

Пока в ЛУКОЙЛ – Коми вообще, и в службе общественных связей в частности, был жив творческий импульс Гельмана, дела на социально – экологическом и общественно-политическом фронте у ЛК выглядели достаточно благополучно. Более того, компания сама формировала повестку дня по этим направлениям. Именно ЛУКОЙЛ – Коми, например, выступил инициатором и организатором трех крупных научно – практических форумов: «Социально – экономическое развитие моногородов Севера» (Сыктывкар, 2010), «Промышленное освоение Севера и актуальные вопросы этноэкологии» (Сыктывкар, 2011), «Религиозный мир и национальное согласие на европейском Севере» (Усинск, 2011). Эти форумы были энергично поддержаны правительством, вузами и влиятельными организациями.

На этих форумах выступали Глава РК и спикер парламента, руководители ЛУКОЙЛ – Коми и другие промышленные генералы, министры, депутаты ГД и СФ, крупные ученые, известные политические и религиозные деятели, авторитетные экологи. Эти форумы (а по результатам каждого из них издавался сборник материалов) получили высокие оценки в России и за рубежом. Но главное было в том, что в ходе подготовки и проведения мероприятий, выработки резолюций и редактирования сборников проходили постоянные и очень полезные консультации между нефтяным бизнесом, властью и обществом. При чем, по повестке, предложенной самими нефтяниками. Этот постоянный диалог помогал предвидеть и смягчать конфликтные ситуации, находить какие-то разумные компромиссы, двигаться вперед с учетом интересов всех сторон.

Кто виноват?

К сожалению, начиная с 2012 года, эта традиция была утрачена, ЛК перестал формировать позитивную повестку дня. И стал преимущественно реагировать на свои промахи. По-моему, у предприятия, на протяжении последних трех лет отсутствует внятное понимание общественных, экологических и прочих задач и приоритетов. Когда их нет, количество информационных недочетов закономерно растет как снежный ком. И также закономерно появляется соблазн списать свои крупные и малые неудачи на происки властей, конкурентов, недоброжелателей, СМИ, иностранных заговорщиков. Статья г-на Мерзлякова является блестящим и убедительным подтверждением этого тезиса…

P.S. Сейчас PR - проекты ЛК курирует мой добрый друг Владимир Герасимов, менеджер московского офиса компании. Его профессиональный опыт, кругозор и человеческая порядочность не вызывают у меня ни каких сомнений. Поэтому я исключаю его причастность к появлению дурацкой статьи Мерзлякова. Однако откуда-то она ведь взялась? Мой диагноз таков – кто-то из руководителей ЛК жестко и неодобрительно высказался в присутствии журналистов о Чернове, Несанелисе и «Семерке». А дальше группа «товарищей» по своей инициативе сделала то, что сделала, чтобы угодить руководству ЛК. Сделала так, как сумела, в меру своих интеллектуальных и финансовых возможностей. Но, по большому счету, системный кризис, который переживает ЛК, делает подобные, крайне вредные для имиджа самого предприятия ошибки и сбои практически неизбежными. Из Москвы контролировать и исправлять все просто не возможно…