Воспоминания главного инженера

http://club.berkovich-zametki.com/?p=11599

Июнь 24, 2014 ~ 1 комментарий ~ Написал Выпускающий редактор

Работая в системе «Стальконструкции», я испытывал чувство гордости  своей причастностью к созданию сложных и важных обьектов. Однако, эти хорошие чувства сопровождались постоянным волнением и ответственностью за качество и безопасность работ. За любые отрицательные результаты в ответе только главный инженер.

Воспоминания главного инженера

(новая редакция, расширенная и дополненная)

Алексей Персион

Где-то я читал, что, когда пишешь воспоминания, не хочется говорить о себе плохо. Но если ты себя хвалишь, то будешь выглядеть нескромным. Очевидно, лучше всего писать правду. Все, что здесь написано было в действительности.

В статье я расскажу о своей работе на возведении сложных сооружений, о трудностях, и неудачах, с которыми я столкнулся на практике. Охватить все невозможно, я постараюсь ограничиться наиболее интересными для читателей историями.

После окончания Киевского Политехнического института я много лет проработал в киевском монтажном управлении «Стальконструкция», около пятнадцати лет был главным инженером этой организации.

Управление занималось монтажом строительных конструкций промышленных предприятий и стальных резервуарвуаров для нефтепродуктов. В началс 50-х годов нам начали поручать возведение сложных с инженерной точки зрения сооружений. Управлением выполнен монтаж самой высокой в Европе цельносварной телевизионной мачты высотой 354 метра в г. Виннице; уникальной цельносварной башни киевского телецентра высотой 380 метров; каркасов и большепролетного покрытия Дворца Культуры «Украина», высотных гостиниц «Москва», «Киев», «Лыбидь» и 30-этажного Дома торговли; самонесущего купола киевского цирка; статуи «Родина-мать» высотой 75 метров; обелисков «Городу-герою» на площади Победы и в парке Вечной Славы и многого другого.

Специалисты управления неоднократно командировались за границу для монтажа башенно-мачтовых сооружений — в Ирак, Китай, Чехословакию и другие дружественные государства.

МОНОЛИТНЫЕ ПОСТАМЕНТЫ

В конце 50-х годов прошлого века нашему управлению поручили уникальную работу: доставить из Украины в Москву огромную гранитную глыбу для постамента памятника В. Маяковскому. Затем, спустя год мы получили новое задание: доставить в Москву еще более крупный гранитный монолит для памятника К. Марксу.

Мне пришлось участвовать в добыче и транспортировке этих гигантских монолитов.

Тему этой статьи мне подсказала публикация в газете «Новое Русское Слово» о памятнике. В. Маяковскому в Москве. Автор статьи допустил неточность, рассказав читателям, что постамент памятника был облицован гранитными плитами. В действительности, постамент ничем не облицован, а высечен из монолитного лабрадорита, поверхность которого была обработана и отполирована на месте установки — на площади Маяковского.

Во всем мире, в том числе в России, очень мало памятников установлено на постаментах, выполненных из монолитного гранита. Самым известным из них является знаменитый «Медный Всадник» — памятник русскому царю Петру I, бессмертное творение скульптора Э. Фальконе и его талантливой ученицы Мари Колло[1]. 12 лет упорного труда потребовалось им для создания бронзовой скульптуры. Памятник царю, сидящему верхом на коне, установлен на огромной гранитной скале, высеченной в виде набегающей волны, что придает всему комплексу особую красоту и величие.

Памятник Петру I сооружен в 1782 году по велению империатрицы Екатерины II.

Громадный гранитный монолит, найденный крестьянином С. Вишняковым в болотах Финляндии, с величайшим трудом был доставлен на Сенатскую площадь российской столицы. Эту скалу в народе назвали «Гром-Камень», высота его была 8 метров, вес 1600 тонн.

Памятник Владимиру Маяковскому в Москве на площади Маяковского

Тащили «Гром-Камень» по кратчайшему пути с помощью имеющихся в то время средств: волов, лошадей, ручных лебедок, пенькового каната и др. Передвижение постамента к месту установки длилось ­более года.

В память небывалого при той технике события по велению Екатерины II была отлита особая медаль «Дерзновению подобно, генваря 20. 1770 года».[2]

Гранитную глыбу для постамента памятника В. Маяковскому добыли на Житомирщине в селе Каменный Брод. На окраине этого села протекает неширокая река Каменка. Такое название река получила потому, что оба ее берега каменные — там залегает лабрадорит — гранит с крупными включениями василькового цвета.

С помощью взрыва глыбу оторвали от материка, ее первоначальный вес составлял свыше 1000 тонн. Затем нужно было вытащить глыбу из реки. С помощью гидравлических домкратов глыбу отделили от скалы и подвели под нее стальные канаты. По крутому берегу электролебедками вытащили глыбу из реки.

Железнодорожная станция, куда нужно было перетащить камень и погрузить его на платформу— тяжеловоз, находилась в 35 километрах от места добычи. Для перетаскивания глыбы по пересеченной местности были изготовлены из стальных балок мощные сани. Так как глыба весила более 1000 тонн, погрузить ее на сани не было возможности. Тогда монтажники поступили изобретательно: сани поставили вертикально рядом с глыбой, сани закрепили к глыбе и опрокинули их вместе с глыбой.

Ход работ по добыче и транспортировке постамента контролировала Е. Фурцева, бывшая в то время Министром культуры СССР. Министерство обороны выделило в наше распоряжение танковое подразделение. Информацию о ходе работ ежедневно передавали в Москву.

От восьми до десяти танков, в зависимости от рельефа местности, запрягались «цугом» и тащили тяжелый груз днем и ночью. Через пять суток глыба была доставлена на станцию, откуда по длинному маршруту, обьезжая мосты и тоннели, груз прибыл в Москву.

После окончательной обработки гранитной глыбы непосредственно на площади Маяковского на отполированный постамент установили бронзовую фигуру поэта, созданную скульптором А.Кибальниковым и удостоенного за эту работу Ленинской Премии.

Памятник Карлу Марксу на Театральной Площади в Москве

Монолитную глыбу из серого гранита для памятника К. Марксу добыли возле г. Щорс, Черниговской обл. Глыба весом около 2000 тонн была добыта в карьере и доставлена в Москву аналогичным образом, только количество танков потребовалось побольше. Известный скульптор Л. Кербель высек на вершине гранитной глыбы бюст К. Маркса. Памятник установлен на Театральной площади в Москве напротив Большого Театра. За создание этого памятника Л. Кербель также был удостоен Ленинской Премии.

Монтажниками и танкистами при выполнении этой уникальноы работы было затрачено много труда и проявлена изобретательность. Но никаких наград они не получили. Единственно, начальнику нашего управления «Стальконструкция» Иванову Николаю Абрамовичу было присвоено звание «Почетный гражданин Москвы».

Обычно постаменты под памятники строят из железобетонных блоков, облицовывая их тонкими плитами из гранита. Все постаменты памятников В. Ленину и И. Сталину строили из таких блоков. В конце прошлого века в Измайловском парке Москвы соорудили памятник Петру I работы Л. Кербеля. Четырехметровая бронзовая фигура царя установлена на высоком постаменте, изготовленном из бетонных блоков и облицованном гранитными плитами.

В начале 70-х годов прошлого века мне пришлось присутствовать на демонтаже памятника И. Сталину, сооруженного на крутом берегу Волго-Донского канала. Огромная фигура вождя была отлита из сплава меди и установлена на высоком бетонном постаменте, построенном заключенными сталинских лагерей.

Птицы во время перелетов полюбили отдыхать на голове статуи, писал Эдвард Родзинский в книге «Сталин», оставляя там свой помет. Чтобы уберечься от этого, через голову пропустили ток высокого напряжения. Пораженные током птицы падали рядом с постаментом, образуя ковер из убитых пернатых.

Демонтаж происходил ночью при свете прожекторов. Памятник застропили за шею стальными канатами, концы которых зацепили за два трактора. С помощью газовых резаков перерезали сапоги вождя, тракторы потянули, и памятник с шумом рухнул с постамента. В ту же ночь памятник разрезали на части и отвезли на базу металлолома. Утром на этом месте возвышался одинокий постамент.

ОБЕЛИСК… УПАЛ

Торжественное празднование 25-летия победы Советской Армии в 1944 году в Корсунь-Шевченковской военной операции не состоялось из-за того, что обрушился 70-метровый обелиск, сооруженный в честь этого юбилея. Не состоялся большой военный парад, который должен был принимать Генеральный Секретарь ЦК КПСС, маршал Л.И. Брежнев, не состоялись и военные игры, имитирующие сражения, проходившие во время этой операции. Величественный обелиск, облицованный листами из сплава титана, простоял после монтажа всего 8 дней, после чего упал с вершины горы, где он был установлен. Об этой печальной истории знает весьма ограниченный круг людей так, как СМИ об этом не сообщали.

Зимой, в конце 1968 года киевскому управлению «Стальконструкция» поручили смонтировать в весьма сжатые сроки металлический обелиск в честь 25-летия Корсунь Шевченковской битвы.

В начале 1944 года Советская Армия на юго— западном учаске советско-германского фронта начала освобождение Правобережной Украины. Гитлеровцы на этом направлении сосредоточили мощную военную группировку: около миллиона солдат и офицеров, около 2-х тысяч танков и орудий, более тысячи самолетов. Одной из самых успешных операций по окружению и разгрому вражеских войск на территории Правобережной Украины явилась Корсунь-Шевченковская битва силами 2-го, а затем и 1-го Украинских фронтов, перешедших в наступление в конце января 1944 года. 28 января Советские войска окружили группировку противника, а 10-го февраля перешли в решительное наступление. Жестокие бои продолжались до 18 февраля и закончились полной победой Советской Армии. В ходе этого сражения было убито более 55 тыс. вражеских солдат и офицеров, более18 тыс.было взято в плен. Благодаря победному завершению Корсунь-Шевченковской операции началось успешное наступление Советских войск, освобождение Крыма и выход к западным границам СССР.

Обелиск планировалось установить на вершине Байковой Горы, у подножия которой, на равнине, происходили ожесточенные кровавые сражения Советской Армии против гитлеровских войск. Автором проекта обелиска был известный скульптор В. Сидур, участник второй мировой войны, раненый во время Корсунь-Шевченковской битвы. Красота и оригинальность обелиска говорили о большом таланте автора.

Обелиск представлял собой свободно стоящее сооружение выстой немногим более 70 метров. Несущим стержнем обелиска был ствол, сваренный из стальных толстостенных труб диаметром 700 миллиметров.На стволе укреплялся каркас обелиска, облицованный тонкими листами из сплава титана. В разрезе каркас имел форму пятиконечной звезды, расширяющейся к верху обелиска. Верхушка обелиска была усечена по наклонной плоскоти так, что образовавшаяся в разрезе звезда имела неправильную форму— ее лучи были разной длины.

Предполагалось, что обелиск, будучи установленным на вершине высокой горы над степью, будет виден за 15 километров. Забегая вперед, скажу, что обелиск действительно производил сильное впечатление, особенно в закатных лучах солнца, когда его верхняя звездообразная площадка светилась мягким светом.

Зима 1968-69-х годов была очень суровой. На Байковой Горе дул шквальный ветер, выпал глубокий снег, температура воздуха порой опускалась до 40 градусов С ниже нуля. Срок окончания работ изменить было невозможно, поскольку на конец февраля уже пригласили зарубежных и отечественных гостей. Монтажникам приходилось очень трудно.

Чтобы ускорнть монтаж, было принято решение собирать ствол обелиска в горизонтальном положении, заварить все стыки труб несущего ствола, а затем поднять обелиск целиком в вертикальное положение. Подьем обелиска прошел без рывков, и это было неповторимое зрелищс, когда гигантская башня плавно поднялась в вертикальное положение и стала на свое место. Все монтажники были счастливы — позади осталась сложная и ответственная работа. Потом была завершена облицовка обелиска и другие работы.

Неожиданное случилось ночью на восьмой день после завершения работ.

Обелиск … упал. Он упал с горы в сторону равнины, когда монтажники спали. Никто не пострадал.

Вместо 70-метрового красавца-обелиска остался косо обломанный над самой землей пенек ствола. Разрушение прошло по основному металлу, оставив в стороне сварной шов.

Для расследования причин обрушения обелиска Советом Министров Украины была создана специальная комиссия.

Первыми под подозрение попали монтажники. Нам приписывали выбор неправильного метода монтажа, не плавный, а с рывками, подьем ствола и многие другие нарушения. К счастью для нас , весь процесс подьема обелиска в вертикальное положение был снят на кинопленку от самого начала до конца и продемострирован комиссии. После просмотра фильма все подозрения по монтажу были сняты. Претензий по сварке ствола не возникали, поскольку разрушение произошло по основному металлу вдали от сварных швов.

Затем в институте им. Е.О. Патона провели исследование качества металла несущего ствола обелиска. Оказалось, что металл труб был низкого качества и не соответствовал требованиям проекта. Это послужило причиной хрупкого разрушения металла при низкой температуре.

Когда же проверили расчет металлических конструкций обелиска, выполненный институтом «Укрпроектстальконструкция», то обнаружили, что в расчете не учтено явление, называемое «флаттер», создающего вибрацию обелиска в восходящих потоках воздуха. Эта вибрация явилась одной из причин разрушения несущего ствола обелиска.

В процесе расследования аварии модель обелиска была испытана в аэродинамической трубе, во время этих испытаний модель обелиска разрушилась. Было установлено, что на вершине Байковой Горы нельзя строить подобные сооружения.

Далее поседовали суровые наказания руководителей проектного института и металлургического завода. В действиях монтажников нарушений не обнаружено. Конечно, во время работы правительственной комиссии нам пришлось испытать нервный стресс.

Ранее под обелиском планировали установить трибуны для гостей. Можно себе представить, что бы случилось, если бы обелиск упал во время торжеств.

Празднование юбилея было сорвано, а на месте победной Корсунь-Шевченковской битвы даже не установили памятный знак.

САМАЯ ВЫСОКАЯ В ЕВРОПЕ

Телевизионная мачта высотой 353.4 метра в Виннице – самая высокая в Европе

В 1962 году в г. Виннице нашим управлением была сооружена уникальная телевизионнаямачта (не путать с башней) высотой 353,4 м. с растяжками из стального каната диамтром 70 мм (рис 3). Со времени ее возведения прошло более 50 лет, но рекорд высоты мачты до сих пор не побит. Мачта цельносварная, т.е. все монтажные соединения выполнены на сварке. При высоте 353,4 м диаметр трубчатых секций ствола равен всего 2,5 м.

Не буду утомлять читателей техническими подробностями процесса монтажа, остановлюсь только на сварных швах. После установки очередной секции ствола ее приваривли к ранее установленной, находясь на подмостях. Корень шва вырубывали с двух сторон. Затем после окончательной сварки кольцевого шва производили рентгеновский контроль.

Однажды во время проверки рентгеновских пленок монтажных швов мы обнаружили непровары (пустоты) в сварных швах секций, изготовленных заводом-изготовителем. К сожалению, обнаружили мы это довольно поздно, так как уже было смонтировано более 100 м мачты. Обнаруженные дефекты могли привести к разрушению ствола мачты и к серьезной аварии. Я не имел права скрыть этот факт и доложил в Главк. Разразился крупный скандал.

Вначале прислали на обьект независимых радиографистов, они обнаружили большое количество непроваров в заводских швах. Силами завода-изготовителя на большой высоте на подмостях были вырублены все дефектные швы и вновь заварены. В связи с этим дальнейший монтаж башни был остановлен на три месяца.

ЦИРК

В шесидесятых годах прошлого века в Киеве на площади «Победа» был построен цирк на 2000 мест (Рис 4). Наше управление на строительстве цирка выполняло сооружение самонесущего сборного железобетонного купола диаметром 42,4 м, собираемого из отдельных трапециодальных панелей.

В связи с большой ответственностью покрытия цирка и сложностью его монтажа, были приняты строгие меры по межоперационному контролю за качеством работ. Я, как главный инженер, по приказу отвечал за качество соединений железобетонных панелей между собой.

Никогда не забуду волнение, которое мне пришлось испытать уже после окончания работ на цирке. Купол мы сдали специальной комиссии без замечаний. Все монтажники были сняты с обьекта. По плану строительной организации далее следовала установка под куполом подвесного потолка. По просьбе строителей мы пердали им в аренду не нужные уже нам подмости-шаблон для использования их при устройстве подвесного потолка.

И вдруг, спустя два месяца, мне сообщили, что якобы на цирке обрушился купол. И хотя я был уверен, что все сделано по пректу и добротно, был в шоке. Когда я примчался к цирку, он уже был оцеплен милицией. Оказалось,что обрушился не купол, а подмости-шаблон, которые использованы отделочниками и были ими перегружены. Погибли четверо рабочих. Этот случай имел в Киеве большой резонанс, долго ходили слухи о том, что рухнул купол цирка и погибло много людей.

Начальник участка строительства цирка был осужден. Правительственная комиссия по расследовании этого несчстного случая установила, что причиной обрушения была большая перегрузка подмостей.

Конструкторы нашего управления выполняли проект этих злополучных подмостей, а в мастерских управления они были изготовены. Прокуратура длительное время вызывала меня и моих сотрудникив на допросы. Было обидно,что вместо благодарности за хорошую работу мы получили упреки и подозрения…

Цирк на 2000 мест на плошади « Победа» в Киеве

Теперь о приятном. Когда строительство цирка было закончено, всех строителей пригласили на концерт, посвященный этому событию. Концерт закончися в час ночи, выступали лучшие советские и зарубежные артисты цирка. Присутствовали члены правительства во главе с первым секретарем ЦК Компартии Укрины В. Щербицким. Этот необыкновенный концерт запомнился мне и моему сыну на долго.

ВПЕРВЫЕ В ПРАКТИКЕ

В 60-х годах прошлого века наше управление вело монтаж мачтовых опор радиорелейной линии (РРЛ) Киев— Харьков-Днепропетровск. На этой трасе впервые в практике сооружения мачт была установлена опора РРЛ высотой 130 м с размером в плане всего 1,5 на 1,5 м, предварительно собранная на земле и поднятая в проектное положение целиком методом поворота вокруг шарнира.

Подьем мачты производился с помощью «падающей стрелы» длиной 40 м (Рис.5). В процессе подьема «падающая стрела» переходила из вертикального положения в горизонтальное, поворачивая при этом мачту РРЛ.

Монтаж мачты высотой 130 метров

При таком методе монтажа втрое сокращаются трудозатраты и повышается качество работ за счет того, что все сборочные операции выполняются на земле в удобном положении. Кроме того не требуются подмости для высотных работ.

Подьем мачт с помощью «падающей стрелы» хорошо освоил прораб нашего управления Лион Шмульский, сейчас он проживает в Израиле. Л. Шмульслий и я полуили авторское свдетельство СССР на изобретение «Способ монтажа длиномерных конструкций».

И НАПОСЛЕДОК

В пору моей работы в упрвления «Стальконструкция» я столкнулся с тем, что существовала порочная, на мной взгляд, практика вмешательства партийных и советских органов в строительство.

Например, на строительстве Двоца культуры «Украина» оперативные совещания каждую неделю проводил зав. отделом строительства ЦК КП Украины; высотную гостиницу «Лыбидь» и цетральный стадион курировал зампред Совмина УССР; монтаж двух барокамер в институте Н.Амосова — зав. отделом строительства Киевского обкома партии.

Не буду перечилять все обьекты, кураторы вели себяс грубо, по хамски, устанавливали нереальные сроки, угрожали уволить с работы или вынести взыскание. У нашего зам. министра после совещания на Дворце культуры всегда тряслись руки.

Пользы от этого кураторства было мало, иногда оно наносило вред. Приведу пример:

В институте Н. Амосова нам поручили установить на уровне 3-го этажа две барокамеры весом по 40 тонн каждая. В них планировалось в будущем делать операции на сердце. Эти камеры изготавливали на киевском заводе «Большевик» и они по графику должны были быть готовы через 20 дней. Партийный куратор потребовал у меня, чтобы на следующий день грузоподьмный кран прибыл на этот обьект. Я возразил, так как барокамера не была еще готова, а кран сейчас работает на монтаже корпуса авиазавода. Куратор сразу же позвонил министру и пожаловался на меня, что я не выполняю решение оперативного совещания и потребовал наложить на меня взыскание. Министр, чтобы угодить партийному чиновнику, обругал меня по телефону и приказал немедленно перегнать кран. Только через два месяца на обьекте появились эти барокамеры, а все это время огромный кран грузоподьмностью 63 тонны простоял без работы.

Но редко бывали исключения: в 1957 году в суровую зиму бригада нашего управления была командирована в г.Воронеж на монтаж клепанных кострукций большепролетного ( 90 м) цеха на строительстве авиазавода. Стояли страшные морозы , замерзала даже солярка в механизмах. Работали полный световой день. Для меня, молодого прораба, это была суровая школа.

Строительство авиазавода курировал представитель ЦК КПСС, технически грамотный и интеллигентный человек. Он многим помогал нам в работе.

Работая в системе «Стальконструкции», я испытывал чувство гордости своей причастностью к созданию сложных и важных обьектов. Однако, эти хорошие чувства сопровождались постоянным волнением и ответственностью за качество и безопасность работ. За любые отрицательные результаты в ответе только главный инженер.

В 1986 году, незадолго до моей эмиграции в США, когда я уже работал в СКБ ВНИИМонтажспецстроя, мне и группе инженеров и рабочих была присуждена Государственная премия УССР в области науки и техники.

За годы своей 39-летней работы в системе Минмонтажспецстроя я получил 21 авторское свидетельство СССР об изобретении.

Некоторые мои сотрудники эмигрировали из Киева. В США пребрались Д. Зингерман, В Брук, М.Дымарский; в Израиль Л. Шмульский и С. Медвиский.. Все они высококвалифицированные специалисты по монтажу сложных сооружений.

Список использованной литературы:

1. Т. Басова, «Загадка «Мадмаузель Победы», статья в газете «Курьер» от 22 ноября 2002 года.
2. Путеводитель по Ленинграду, 1975 год.