Одной из важнейших особенностей развития гуманитарного зна­ния в России и ее регионах в конце XX столетия стало переосмысле­ние исторического процесса, особенно событий советского периода. Но инерция советского исторического мышления так велика, что традиции сталинского времени до сих пор трудно преодолеваются. Это касается и названной здесь темы.

Рассмотрение голода 1921-1922 годов на примере Марийской ав­тономной области ярко может обнажить нею меру фальсификации и умолчаний, характерных для советской историографии. В предла­гаемой статье это касается одного вопроса: американской помощи го­лодающим.

Марийская автономная область была провозглашена декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 4 ноября 1920 года, а организацион­ное ее оформление и начало функционирования проходили в 1921 году, как раз на фоне разворачивавшегося бедствия. Поэтому в литературе по марийской истории эти события, как правило, рассматриваются вместе: голод и борьба с ним составляют как бы одну из деталей исто­рического фона начала становления марийской автономии.

Из этого были существенные исключения в 1920-х годах. В 1922 году Марийская областная комиссия помощи голодающим выпустила книгу «Голод в МАО в 1921-22 годах». Это - сборник документов и материалов тогдашней печати. По наряду с этим книга ценна и сво­им кратким анализом причин голода (среди них названа, вместе с за­сухой и неурожаем, также продовольственная разверстка). А среди материалов, касающихся помощи голодающим, наиболее полно пред­ставлены фаты, свидетельствующие о деятельности Американской ад­министрации помощи (АРА).

Такой подход был сохранен и развит в 1926 году в книге, посвя­щенной пятой годовщине образования Марийской автономной облас­ти. Здесь была напечатана специальная статья Т. Е. Ефремова, видно­го марийского просветителя, который в это время являлся заведую­щим архивным отделом областного исполкома - «Голод в МАО и его последствия» [1]. Статья отличалась глубоким раскрытием причин голода, среди которых основной названа продразверстка. Приводя небольшой материал о помощи голодающим, автор в первую очередь выделял деятельность АРА.

В последующем, уже начиная с юбилейного сборника о 10-летии Марийской автономной области, вообще о голоде остались лишь об­щие фразы. При этом продразверстка и действия продовольственных отрядов вовсе перестали упоминаться. Что касается борьбы с этим бедствием, все сводилось к мероприятиям Коммунистической партии и Советского правительства, а американская помощь умалчивалась [2]. Если она и упоминалась, то только в одном смысле: «Заграничные «благотворители», возглавляемые душителями пролетариата, одновре­менно с протянутой коркой хлеба голодным стремились покорить Советскую республику и восстановить капиталистический строй» [3].

В 1970 году была издана книга «Летопись полувека», посвящен­ная 50-летию Марийской АССР. В главах о 1921 и 1922 годах немало внимания уделялось голоду, при этом большую ценность представля­ют воспоминания, дающие насыщенную информацию о размахе бед­ствия, а также впервые после длительного умалчивания упомянуто об «американском пайке» [4]. Но в последующем этот сюжет вновь исчез из краеведческой литературы.

Даже и условиях перестройки и исторической гласности в обобща­ющей книге по истории Марийской республики по этим вопросам все осталось по-старому [5].

Начало пересмотра было сделано лишь в 1992 году в учебном по­собии для учащихся старших классов, но ввиду ограниченности объе­ма и специфики книги, выдвинутые новые положения (вернее - воз­вращенные из 1920-х годов) не были подробно развернуты. Но все же здесь главной причиной голода названа продразверстка, впервые упо­минается телеграмма В. И. Ленина, относящаяся к этой теме, после долгих лет обливания грязью «реабилитирована» деятельность АРА [6].

В 1994 году дипломную работу по теме «Голод в Марийской авто­номной области в 1921-1922 годах» написала студентка-выпускница Марийского университета Лидия Григорьева. Основное содержание этой работы по двум сюжетам - причины голода и ленинская теле­грамма - изложено в «Марийском археографическом вестнике» [7]. Л. А. Григорьева также опубликовала историографический обзор литературы по проблеме, в котором особое внимание уделено отражению в краеведческой литературе темы американской помощи в борьбе с голодом в МАО [8].

Голод, начавшийся уже зимой 1920-1921 годов, к лету 1921 года стал массовым явлением, явным для местных руководителей, признан­ным фактом. В сложившейся ситуации первоочередной задачей всех органов власти и управления, общественных организаций стала борь­ба с голодом, спасение населения от угрозы гибели.

Но центральное правительство долго не признавало этого. Разогнав организованный 18 июля 1921 года при участии демократиче­ской российской общественности Всероссийский комитет помощи го­лодающим, Советская власть создала официальную Всероссийскую комиссию по оказанию помощи голодающим. Вслед за этим были орга­низованы подобные органы на местах. Вернее, на местах они уже име­лись, в том числе и в Марийской автономной области, родившиеся по местной инициативе и действовавшие самостоятельно. Но в Советском государстве все должно было быть централизовано. Поэтому в авгус­те имевшаяся организация в несколько измененном составе вновь уч­реждается под названием Марийская областная комиссия помощи го­лодающим как структурная единица Всероссийской комиссии. Позже появились кантонные (при организационном оформлении МАО уезды были переименованы в кантоны), волостные и сельские комиссии.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет создал спе­циальную комиссию по определению размеров государственной по­мощи «пострадавшему от недорода» населению Поволжья. 13 августа ее представители посетили Марийскую автономную область. Ознако­мившись с данными обследования полей, показаниями крестьян, они признали два кантона МАО (из трех) - Сернурский и Краснококшай-ский - голодающими. С них был снят натуральный налог. Комиссия приняла решение доставить в эти кантоны хлеб, обеспечить население области продовольствием путем расширения лесозаготовок и кустар­ной промышленности [9]. Позже голодающим был признан и третий кантон - Козьмодемьянский.

В урожайных районах страны в спешном порядке заготовлялся хлеб и направлялся в Поволжье. Более благополучные губернии страны прикреплялись к голодающим для оказания помощи. В этом отноше­нии примечательно, что к Марийской автономной области была при­креплена (вместе с Иваново-Вознесенской) Костромская губерния, куда еще незадолго до этого В. И. Ленин под угрозой Ревтрибунала требо­вал вывозить продовольствие. Получается, что положение там было лучше, чем в марийских районах. Впрочем, газетная заметка того вре­мени раскрывает практические результаты такой меры. «Более полу­года как Маробласть частично прикреплена к Костромской губернии. Костромичи должны отдать ту страховку против голода, которую они взяли в 1919-1920 годы с Маробласти (т. е. с тех территорий, кото­рые потом вошли в МАО - К. С.). Много по этому поводу принято постановлений, но они остаются лишь на бумаге» [10].

Именно в этих условиях на помощь голодающим реально пришли Соединенные Штаты Америки в лице Американской Администрации Помощи (АРА), которую возглавлял министр торговли Герберт Гу­вер. Ее деятельность, в сферу которой входило обеспечение голодаю­щего населения России продовольственными ресурсами, на террито­рии Марийской автономной области началась с января 1922 года.

Периодическая печать того времени, наиболее полно отражавшая текущие события, не раз подчеркивала большую помощь АРА Ма­рийской автономной области. Так, в газете «Йошкар кече» 22 января 1922 года было опубликовано сообщение о том, что «АРА обещала поставлять в МАО 140 тысяч пайков каждый день». В другом номере, от 2 февраля, наряду с сообщением о первых поступлениях помощи, адресовавши детям, выражалась благодарность АРА от имени марий­ского народа за оказанную помощь: «Первое и самое большое спаси­бо пусть будет американцам». Газета сообщала обнадеживающие све­дения: «Америка перечислила России 40 миллионов долларов золо­том, что в переводе на российские денежные знаки составляет более 4000 миллиардов рублей. А также из Нью-Йорка в Россию направля­ются два корабля, на борту которых содержится 2500000 пудов куку­рузной муки, а вслед за ними выходят еще три». 8 марта в газете сообщалось о прибытии в МАО первых пайков для голодающих взрос­лых».

Американская администрация помощи снабжала пайками голод­ное население МАО, открывала бесплатные столовые для голодаю­щих крестьян и жителей городов. Эти столовые так и стали называть­ся «американскими». С февраля 1922 года они стали открываться по всей Марийской автономной области. Уже в феврале в них питалось около 11000 детей, а с марта АРА стала кормить и взрослое насе­ление.

Вот что сообщала газета «Йошкар кече» об открытии столовой АРА в селе Ронга: «В ней будет питаться население Ронги, Шургеяла и дети близлежащих деревень» [11]. В следующей заметке, которая так и называлась «В столовой АРА», подробно рассказывалось о том, как проходил обед в «американской столовой»: «Обед в столовой на­чинают готовить е 9 часов утра, но дети уже с самого раннего утра стоят и ждут около столовой, когда им скажут долгожданные слова: «Обед готов!». В столовой есть дежурные, которыми чаще всего явля­ются родители этих детей. Они следят за тем, чтобы всем хватил обед. И не дай Бог, чтоб повара хоть немного попробовали из котла. Что тут начиналось: и крик, и шум, как будто поймали вора» [12].

Американская Администрация Помощи имела разветвленную сеть на территории Марийской автономной области. Была образована Ма­рийская областная комиссия Русско-Американского комитета помо­щи детям (ОбРАКПОД), в кантонах - кантонные комиссии.

Интересные сведения, относящиеся к этому, собрал учитель-крае­вед Ардинской средней школы (ныне Килсмарского района) В. Ор­лов:

«Сохранился мандат, выданный Козьмодемьянской кантонной ко­миссией РАКПОДа бывшему тогда председателю Ардинского волос­тного Совета Тихону Ильичу Кутузову, которым ему разрешалось организовать столовую для детей в Арде на 140 мест и вменялось в обязанность получение продуктов со склада РАКПОДа, учет движе­ния их и строгая отчетность перед комитетом.

Столовая была создана. Она проработала около двух месяцев. Здесь детям выдавали суп, кашу, какао с сахаром. Повара нанимал волост­ной совет.

Одновременно советом составлялся список на выдачу детям неко­торых вещей: одежды, ботинок, письменных принадлежностей.

Кроме того, работники комитета котролировали работу столовой. Есть данные, что они носили нарукавные знаки определенного образ­ца, указывающие на принадлежность к АРА. Старожилы помнят, что своим посещением Арду удостаивали и американцы, говорящие снос­но по-русски. Они интересовались далеко не снабженческими вопро­сами. Чаще всего зондировали настроение волости, товарные опросы населения и возможности оплаты их золотом в случае удовлетворения.

Известно также, что АРА зафрахтовала па Волге пароход, кото­рый останавливался у каждой прибрежной деревни. Жители села Троицкий Посад помнят, как такой пароход стоял около их деревни не­сколько дней. На судне действовала киноустановка, была развернута экспозиция картин, которые пропагандировали американский образ жизни и вели антисоветскую пропаганду» [ 13].

Об одной из двух «американских столовых» в Краснококшайске (ныне Йошкар-Ола) вспоминает посещавшая ее маленькой девочкой вместе с братишкой жительница города Л. П. Полубарьева:

«По постановлению правительства из церквей изымались серебря­ные и золотые ценности, на что в США покупали продукты питания голодающим детям, организовывали детские столовые АРА. Дети приносили с собой небольшие эмалированные блюдца и кружки, им наливали горячее какао, рисовую кашу на молоке и молочную лапшу и давали по кусочку хлеба из кукурузной муки. Для питания в этой столовой отбирались очень слабые и больные дети» [14]. Факт органи­зации Областного РАКПОДа и пребывания в Марийской автономной области представителей АРА подтверждается заявлением председате­ля областного исполкома И. П. Петрова, который одновременно воз­главлял и областную комиссию помощи голодающим:

«В Областную Контрольную Комиссию.

Настоящим довожу до сведения Областной Контрольной Комис­сии, что 18 июля 1922 года у меня на квартире ОбРАКПОДом был устроен вечер в честь АРА, представленной на этом вечере американ­ским гражданином Тернером и переводчиком Молевым.

Цель и смысл этого вечера - выразить благодарность американ­скому народу от имени более 100 тысяч голодающих, спасших себе жизнь благодаря американской помощи, что и выразилось в препод­несении адреса гражданину Тернеру. Ввиду того, что вечер сопро­вождался пением русских песен и некоторые его участники находи­лись в несколько возбужденном состоянии, а потому допуская воз­можность жалобы некоторых партийных товарищей на «пьянство» на квартире т. Петрова, прошу ОКК иметь в виду изложенное.

20 июля 1922 г. И. Петров (подпись)» [15].

Таким образом, тогда признавалась огромная роль американской помощи голодающему марийскому народу и всему населению авто­номной области. В «американских столовых», открытых в Краснокок­шайске, Сернуре, Козьмодемьянске и некоторых волостях, нашли спа­сение от голодной смерти десятки тысяч детей и взрослых. Всего в них питалась 121 тысяча человек при общем населении МАО 350 тысяч. И эта помощь оказалась «самой действенной и реальной» из всего, что получала область в то время, как было сказано в марте 1922 года в докладе Облисполкома на областном съезде Советов.

О соотношении помощи из различных источников можно судить по отчету Сернурской комиссии помощи голодающим: «Всего за 1921-1922 годы Сернурский кантон получил продуктов от Компом-гола - 53089 пудов 32 фунта, от АРА - 98872 пуда 10 фунтов, от Госплана - 26182 пуда». В этом кантоне в «американских столовых» в мае 1922 года питалось 11936 детей и 52925 человек взрослого на­селения [16].

Работа комиссий по оказанию помощи голодающим велась до ав­густа 1922 года. В начале сентября Марийская областная комиссия помощи голодающим (Обпомгол) прекратила свою деятельность, и была образована Комиссия по борьбе с последствиями голода (По-следгол). Видимо, чуть раньше прекратилась и деятельность АРА. Возможно, упомянутый в заявлении Петрова вечер в его квартире и был устроен в связи с этим и отъездом Тернера.

К этому времени беда в основном была преодолена, был получен неплохой урожай, давала первые положительные результаты новая экономическая политика.

Голод, вызванный, в первую очередь, продовольственной полити­кой большевиков и нанесший громадный урон экономике и культуре Марийского края, унесший десятки тысяч жизней, остался в памяти народа черной страницей истории. На этом темном фоне блестят свет­лые искорки воспоминаний о благородной, бескорыстной помощи ма­рийскому народу из-за океана, как ни пыталась советская пропаганда вытравить это из народной памяти. Известный марийский писатель М. Шкетан написал тогда искренние слова, вынесенные в название очер­ка: «Тау амыркан-шамычлан!» («Спасибо американцам!») [17].

Замалчивается затем в течение многих лет в официальной историко-краеведчсской литературе страница прошлого восстанавлива­ется и занимает теперь свое полагающееся ей место в исторической хронике марийского народа.



Столовые для детей открытые Американскими и Европейскими благотворительными организациями


 


Марийский археографический вестник. 2000. № 10.

(написано совместно с Л, А. Григорьевой).

  1. 5 лет строительства МАО. Краснококшайск. 1926.

  2. Грищук И. Т. Советская власть в борьбе со стихийными бедствиями
    в МАО в 1921-1922 гг. // Ученые записки Марийского гос. пединститута. Йош­
    кар-Ола. 1957. Т. 15; Хлебников А. В. Деятельность органов власти и государ­
    ственного управления МАО во время стихийных бедствий 1921 года // Труды
    Марийского научно-исследовательского института. Йошкар-Ола. 1967. Вып. 22.

  3. Грищук И. Т. Указ. соч. С. 37.

  4. 4. Летопись полувека. Книга 50-летия Марийской АССР / под ред.:
    В. Н. Карташова, К. Н. Санукова. Йошкар-Ола. 1970. С. 25.

  5. История Марийской АССР. Т. 2: 1917-1986. Йошкар-Ола. 1987.

  6. Сануков К, Н., Захарова С П., Пашукоа В. Ф. История Марийской ССР:
    учеб, пособие для 10-11 кл. Йошкар-Ола. 1992. С. 30.

  7. Сануков К. Н., Григорьева Л А. Голод в Марийской автономной области
    в 1921-1922 гг. //Марийский археографический вестник. 1996. №6.

  8. %. Григорьева Л. А. Голод в Марийской автономной области в 1921-1922 гг.: Обзор литературы // Проблемы историографии истории Республики Марий Эл. Йошкар-Ола. 1995.

  9.  Грищук Т. И, Указ соч. С. 36.

  10. Голос мари. 1922.4марта.

  11. Йошкар Кече. 1922. 26 марта.

  12. 13. Двитнинов А. Янтарные зерна летописи // Марийская правда. 1969. 1 июня. Здесь чрезвычайно интересны пропагандистские штампы, утвердившие­ся в сознании советских интеллигентов: учителя и журналиста, готовившего в печать его заметку.

  13. Полубаръека Л. Это было, было... // Йошкар-Ола. 1993. 15 мая. Показа­
    тельно, что и в этих ценных воспоминаниях явно присутствуют следы многолет­
    ней коммунистической пропаганды: якобы поступавшие из Америки продукты
    были куплены Советским правительством за церковные ценности.

  14. ГАРМЭ, ф. 2 п, оп. 1, № 720, л 2.

  15. ГАРМЭ.ф. 105,оп. 1,д. 2, л. 452.

  16. Йошкар Кече. 1922. 2 фсвр. Весьма примечательно, что этот очерк не
    включен в полное собрание сочинений писателя, а также и в сборник его публицистических произведений.