9 мая на гражданского активиста Евгения Пирогова, известного как Жека Русский, было совершено нападение.

Инцидент произошел во дворе дома, где проживает Евгений. В это время он возвращался домой после просмотра праздничного салюта. Как сообщил сам потерпевший, примерно около полуночи трое нападавших попытались ослепить его струей из газового баллончика. Когда стало ясно, что побить мужчину не так просто, неизвестные нанесли ножевой удар со спины в верхнюю часть бедра. Несмотря на рану, лужу крови и предобморочное состояние, после того, как нападавшие скрылись с места преступления, он смог самостоятельно вызвать полицию. Как заявили в пресс-службе МВД, проводится проверка, по результатам которой будет определена степень тяжести ранения и статья, по которой предъявят обвинение.

На данный момент активист проходит лечение в больнице, и его жизни ничего не угрожает. Нож не задел жизненно важные органы, поэтому выписка из медучреждения предполагается уже через неделю.
Как выяснилось, еще в апреле в сети Интернет он начал получать угрозы физической расправы в связи с его общественной деятельностью и политическими взглядами.

Напомним, что публичная общественная деятельность Евгения началась еще зимой 2011-2012 гг. Тогда, недовольный национальной политикой страны, он привлек внимание общественности своими одиночными пикетами на площади И.А. Оболенского-Ноготкова с плакатом «Я русский! Расскажите мне сказки про Путина». Несмотря на то, что проведение таких мероприятий законом разрешено, сотрудники правоохранительных органов несколько раз задерживали его на 2-3 часа без объяснения причин. Вероятно, им было интересно почитать опросную книгу активиста, в которой могли выразить свое мнение прохожие. Евгению, в свою очередь, было просто важно узнать мнение людей о тех или иных событиях, в том числе, о грубых «экскаваторных» работах и строительстве жилого дома в районе Тихвинской церкви, где некогда располагалось Царевококшайское кладбище.

Воодушевленный поддержкой городских жителей, весной Евгений начал организовывать так называемые «Русские пробежки», параллельно борясь с нежеланием Министерства юстиции Республики Марий Эл помочь с длительной бюрократической волокитой согласования мероприятий. Провести первое массовое спортивное мероприятие удалось только в конце апреля 2012 г. В периоды между опросами общественного мнения и акциями по пропаганде здорового образа жизни Евгений пытался донести вред от курения и употребления алкоголя в разговорах с гражданами на улице. 7 мая того же года во время опроса произошел очередной «подход» сотрудников полиции, которые в результате составили акт об административном правонарушении, расценив требование снять со столба знамя Победы с изображением Георгиевской ленточки, пришедшее, мягко говоря, в негодное тряпочное состояние, как нарушение общественного порядка. За столь дерзкие замечания Евгений провел 7 суток на казенных харчах, а дырявые знамена заменили только через год. Дальше были снова опросы, пробежки, ежедневная помощь в раскопках подвала завода купца Булыгина 19 века, многочисленные экологические акции, участие в митингах, в том числе, в защиту русской и марийской культуры.

Основываясь на общественном мнении, Евгений Пирогов обратился непосредственно к руководству республики. 2 августа 2012 года, будучи взволнованным проблемами региона, Евгений подошел к главе республики Маркелову возле Дома правительства. 3 минут беседы в присутствии охранников вполне хватило, чтобы выяснить мнение собеседника на проблемы сохранения национальных традиций и культурной самобытности русского народа в Йошкар-Оле, в том числе, по поводу памятника принцу и принцессе Монако. Уже через полчаса Евгений оказался в камере отдела полиции. Правда, мировой судья не нашел причин называть это административным правонарушением. Через две недели в отношении Евгения Пирогова возбудили уголовное дело и решением суда назначили психэкспертизу. В результате 60 дней «ссылки» доктора Татарстана признали гражданина вменяемой личностью с тонкой душевной организацией. Таким образом, столкнуть активиста с жизненного пути общественно полезной деятельности не удалось и более жесткими мерами, часто применявшимися советской властью.

Как разъяснил обозреватель «Новой газеты» Борис Бронштейн, «проходит месяц за месяцем, а предъявить подозреваемым что-то серьезное — не получается. Да и лишней огласки своих деяний на судебных процессах власть, по-видимому, не хочет. Остается напугать гражданских активистов и их единомышленников — если не шинелью тюремного надзирателя, так белым халатом психиатра». На следующий день после отправки активиста в психбольницу Леонид Маркелов был награжден медалью «За заслуги в защите прав и свобод граждан» II степени и на тот момент стал единственным таковым главой региона.

Пока шло следствие по уголовному делу, в ноябре Евгений вышел к республиканскому Дому Правительства с плакатом «За время правления Маркелова население республики сократилось на 70.000 человек! ГДЕ ОНИ?» Через пятнадцать минут сотрудники полиции в присутствии понятых изъяли у Евгения плакат с объяснением, что в этом месте демонстрация данного текста запрещена. И снова прокуратура признала действия правоохранителей безосновательными. Йошкар-Олинский городской суд взыскал в пользу Евгения Пирогова 5 тысяч рублей компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями сотрудников отдела полиции №1 УМВД России по г. Йошкар-Оле. В свою очередь, Следственный комитет провел проверку по данному факту и вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, не усмотрев состава преступления в действиях полицейских.

Признав отсутствие взаимопонимания с органами власти в вопросах культуры, Евгений с группой активистов занялся борьбой с рекламой спайсов и других наркотических веществ, появлявшихся практически на каждом здании города. Но сил гражданского актива явно не хватало, и было принято решение обратиться за помощью в органы власти. К сожалению, из ответов Прокуратуры Йошкар-Олы, городской администрации, Министерства образования Республики Марий Эл, МВД точного ответа, кто должен заниматься удалением то ли просто надписей, то ли рекламы наркотиков, не последовало. В марте 2013 года проводить акцию «Весна без наркоты» пришлось снова силами бескорыстных активистов. Тем не менее, по сообщению отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД по Республике Марий Эл, «за конец 2012 – начало 2013 годов было уничтожено шесть преступных группировок, занимающихся сбытом «спайса» и вовлечением малолетних в наркобизнес». Надежда умирает последней.

В январе этого года Евгений оказался в центре внимания, подарив мэрии ведро асфальта для проведения ремонта дорог. Впоследствии вместе с активистами он попытался подарить мэру кирпичи для строительства социального жилья, но вовремя вызванные сотрудники частного охранного агентства пресекли бескорыстный акт помощи.
В последнее время активист агитировал жителей к миру с народом Украины.

Большое количество проблем в регионе превратило жизнь человека с четко выраженной гражданской позицией в постоянную борьбу за здоровое развитие общества. Еженедельно необходимо напоминать обществу о соблюдении здорового образа жизни, потребовать от чиновников заботиться о гражданах, помочь общественным организациям прибрать мусор, лесникам – посадить деревья и т.д.

Некоторые говорят, что вся деятельность Пирогова является самопиаром, другие относятся к общественной жизни активиста благосклонно. Однозначно нельзя назвать «пиаром собственной персоны» нападение 3 неизвестных людей с холодным оружием на общественника, которого и без того хорошо знают жители города.

Фото Михаила Павлова