Собрался с мыслями и, наконец, сделал то, что хотел сделать давно – описать вкратце весь спектр политических идеологий, имеющих хоть какое-то влияние в современной России.

Предупреждаю сразу – статья длинная, хотя и этот вариант сжат до того минимума, который допустим с точки зрения сохранения смысла. Итак, в чем суть данного текста…. В нем я опишу и постараюсь классифицировать основные политические идеологии России и их носителей (партии, движения, тусовки, отдельных представителей). Классификации я выделил три, подробное описание будет дано в первой, в последующих будем пользоваться им же.

Итак, первая классификация будет основываться на классической европейской градации: «правый» - «левый». Сразу скажу, не считаю эту классификацию самой правильной для России, но раз эти термины на слуху, необходимо ее разобрать в первую очередь.

Начнем с ключевого признака, лежащего в основе классификации. Тут есть разные мнения, но, по моему мнению, наиболее приемлемым является экономический критерий. Т.е., чем левее, тем дальше от свободного рынка и наоборот.

Таким образом, сначала посмотрим на правый фланг. На самой правой точке политического спектра стоят ультралибералы (на западе они бы назывались неоконсерваторами) и либертарианцы. Последние вряд ли заслуживают подробного разбора в силу ничтожного уровня поддержки в обществе и отсутствия ярких идеологов, а вот первые несколько более значимы. К числу известных ультралибералов России можно отнести В.И.Новодворскую и Ю.Латынину. Основная ценность для них – свободный рынок, выживает сильнейший. В некотором смысле их можно назвать приверженцами социал-дарвинизма.

В политическом смысле они признают ценности западной демократии, но искренне считают, что для современной России она неприменима. Ю.Латынина, к примеру, довольно последовательно выступает против идеи всеобщего избирательного права в нашей стране.  Поэтому идеальным режимом для России в ее современном состоянии является жесткая правая диктатура, проводящая предельно рыночный экономический курс, вроде режима Пиночета в Чили или диктатуры Пак Чон Хи в Южной Корее. В частности, представители данного течения положительно оценивают действия Ельцина и его сторонников в октябре 1993 года и проводимый ими впоследствии курс «шоковой терапии» в экономике.

Приверженцы данной идеологии с нескрываемым презрением относятся к истории, культуре, религии и ментальности русского народа. В рамках ее отрицаются даже такие общепринятые ценности народов России, как победа в Великой Отечественной войне. Для них война, в лучшем случае, - «конфликт двух тоталитарных режимов», а в худшем – нацисты выставляются «освободителями», несущими «европейскую культуру» русским варварам.

Во внешнем смысле предлагают ориентацию на США, а также поддержку силовой ликвидации наиболее одиозных антиамериканских режимов. Сильной организации, объединяющей их, до сих пор не создано. Крайне отрицательно относятся к Путину и современной российской власти, считая ее «продолжением совка». Крайне положительно относятся к Майдану и его праворадикальному авангарду.

К ультралибералам примыкает часть тех, кто называет себя националистами, в частности, сторонники национал-демократии (Просвирин, Крылов, отчасти Навальный, хотя последний крайне осторожен в своей прозападной риторике и постоянно «заигрывает» с левым электоратом). Суть идей этих господ в том, что все беды России – от пресловутого «имперского сознания» и неправильной миграционной политики (нужен визовый режим со странами Средней Азии). Решение проблемы: отделить Кавказ, отказаться от построения собственного геополитического центра, примкнуть к европейскому центру и строить «уютное национальное европейское государство». Экономика, безусловно, должна быть рыночной.

Важным столпом этой идеологии является крайний антисоветизм, отрицание всего советского, а также неприязнь к мусульманским народам, переходящая в откровенную исламофобию. Присутствует определенная идеализация дореволюционной России, а также Белого движения, но данный пункт имеет для нацдемов второстепенное значение. Симпатизирующих Советскому Союзу и советскому варианту патриотизма называют «совками» и «ватниками».

В политическом смысле также не против правой диктатуры, однако некоторые лидеры (Крылов) называют склонность к авториторизму «болезнью движения». В целом поддержали Майдан, однако мнения по вопросу Крыма разделились. Основное данного направления западничества от ультралибералов – несколько больший акцент на национальной составляющей.

Гораздо левее ультралибералов и нацдемов находятся либералы умеренные. Можно также их назвать левыми либералами, что будет точнее. Классическая леволиберальная партия в России, родом еще из 90-х, - это «Яблоко», однако влияние данной партии в политической жизни сегодняшней России близится к нулю. На мой взгляд, наиболее ярким представителем левого либерализма является Илья Пономарев (хотя сам он позиционирует себя как социалист).

Каковы основные черты данного течения? Представители его являются сторонниками ограниченного рынка и предоставления социальных гарантий незащищенным слоям населения. Необходимо заметить, что именно последователи этой идеологии выступают наиболее верными поборниками прав человека и дипломатического решения всех проблем. Они, как правило, отрицательно относятся к антизападным режимам современного мира (Сирия, КНДР, Иран), но выступают против силового сценария их свержения. Следовательно, не одобряют военные операции западных стран в Ираке и Ливии.

В административном смысле предлагают децентрализацию власти и развитие местного самоуправления.

Во внешней политике предлагают ориентироваться на Европейский Союз. Идеал для них – развитые социальные государства Европы, вроде стран Скандинавии или Германии. К российской истории относятся неоднозначно, однако предлагают учитывать особенности России при построении развитого гражданского общества. Не отрицают такие фундаментальные исторические ценности своего народа, как Великая Победа, но предлагают считать, что она была одержана народом «вопреки тоталитарному режиму». Положительно относятся к умеренной части Майдана и отрицательно – к правым радикалам.

Если брать чисто экономический спектр, то и правящую «Единую Россию» тоже можно назвать леволиберальной силой (повторюсь – если брать только экономику). Сегодняшняя экономическая линия «Единой России» - это дальнейшая приватизация госсобственности и рыночные реформы (вспомним реформу РАН и бюджетной сферы) с сохранением при этом приемлемого уровня пенсий, льгот, дотаций и социальных пособий (дабы избежать социального взрыва). Политическая же идеология «Единой России» - отдельный разговор.

Таким образом, выделять «центристов» в этой классификации не имеет смысла. Переходим на левый фланг.

Здесь можно выделить умеренно-левое крыло во главе с КПРФ. Многие критикуют партию Г.А.Зюганова именно «слева» за ее умеренность в экономических требованиях. КПРФ, в отличие от своей идейной предшественницы – КПСС, не требует построения в современной России плановой экономики. Сторонники Зюганова предлагают национализировать крупные сырьевые компании и стратегически важные отрасли экономики (ж/д транспорт, ВПК), но оставить неприкосновенными средний и малый бизнес (последний даже поддерживать).

К данному течению могут принадлежать также идеологи, не принадлежащие к КПРФ и даже критикующие ее. Таковыми являются лимоновская «Другая Россия» или известный в левых кругах политолог Б.Ю.Кагарлицкий (с некоторыми оговорками).

Во внешнеполитическом смысле симпатизируют Китаю (КПРФ) или еще более ярко выраженным антиамериканским режимам, таким как Северная Корея, Венесуэла и т.д.

Считают, что у России в будущем «свой путь», отличный как от Запада, так и от Востока. Россия в их представлении – отдельная цивилизация и самостоятельный центр. Положительно относятся к И.В. Сталину и той роли, которую он сыграл в истории России (лимоновцы, КПРФ, Левый фронт). Выступают за сильное централизованное государство патерналистского типа. Крайне негативно оценивают Майдан. Поддерживают присоединение Крыма и Русскую весну.

Многие политические убеждения умеренных левых могут разделять силы, не имеющие четкой политической программы. Примерами такой силы является кургиняновская «Суть времени» или дугинский «Евразийский союз молодежи». Их отличает крайнее антизападничество, приверженность традиционализму (выступают против прав сексменьшинств, ювенальной юстиции, т.н. «современного искусства» и т.д.). Относительно современной российской власти признают наличие «двух крыльев Кремля»: либерального (в лице Медведева) и патриотического (в лице Путина). Считают нужным поддерживать последнего.

В принципе, левее этой группы должны бы располагаться сторонники плановой экономики советского типа, но таковых практически нет (из видных политических сил). Быть может, такие настроения в народе и имеются, но политически оформиться они, видимо, не могут.

На самом левом фланге, таким образом, оказываются анархические и неотроцкистские молодежные группировки. Их отличает определенная маргинальность, что сильно снижает их роль в политике как таковой, однако в протестном движении они могут на определенных этапах значительную роль. Их можно охарактеризовать как наиболее последовательных сторонников классического марксизма. Основные постулаты их идеологии: антибуржуазность, антитрадиционализм (активное участие в ЛГБТ-движении), антипатриотизм, утопизм. Относительно Майдана занимают среднюю позицию: против и российского, и западного «империализмов».

Таким образом, мы прошлись по основным идеологиям современной России и их представителям. Не претендую на полное освещение, так как тема довольно обширная. Кроме того, любая схема не отражает всего многообразия жизни и упрощает действительность. Однако это не является аргументом против схем как таковых. Так что предлагаю вашему вниманию несколько таблиц, основанных на том, что было написано выше.


1. Классификация по принципу «левый-правый» (экономический критерий):



 

Крайне правые

Умеренные правые

Умеренные левые

Крайне левые

Валерия Новодворская, Юлия Латынина, Леонид Гозман, НДП, «Спутник и Погром», СПС, «Западный путь», Михаил Прохоров, Владимир Познер, «Партия прогресса» и Навальный, Николай Рыжков, «Солидарность», Михаил Касьянов

«Яблоко», Илья Пономарев, Геннадий Гудков, «Партия прогресса» и Навальный, либеральное крыло «Единой России», Михаил  Ходорковский

КПРФ, «Другая Россия», «Справедливая Россия», «Левый фронт», Борис Кагарлицкий, Александр Дугин, Александр Проханов, «Суть времени». основная масса маленьких партий и движений с социалистической риторикой

«Автономное Действие», малые троцкисткие и анархические группировки

Одна классификация сути не отражает, поэтому предлагаю еще несколько.


2. Классификация по принципу «западники -  патриоты»:



 

Западники

Патриоты

Валерия Новодворская, Юлия Латынина, Леонид Гозман, НДП, «Спутник и Погром», СПС, «Западный путь», Михаил Прохоров, Владимир Познер, «Партия прогресса» и Навальный, Николай Рыжков, «Солидарность», «Яблоко», Илья Пономарев, Геннадий Гудков, «Партия прогресса» и Навальный, либеральное крыло «Единой России», Михаил  Ходорковский и т.д.

КПРФ, «Другая Россия», «Справедливая Россия», «Левый фронт», Борис Кагарлицкий, Александр Дугин, Александр Проханов основная масса маленьких партий и движений с социалистической риторикой и т.д.


3. Классификация по степени лояльности к Путину и современной российской власти:



 

Антипутинские

Относительно лояльные

Пропутинские

Валерия Новодворская, Юлия Латынина, Леонид Гозман, НДП, «Спутник и Погром», СПС, «Западный путь», Владимир Познер, «Партия прогресса» и Навальный, Николай Рыжков, «Солидарность», Илья Пономарев, Геннадий Гудков, «Партия прогресса» и Навальный, Михаил  Ходорковский, «Другая Россия», «Левый фронт», Борис Кагарлицкий, «Автономное Действие»

Михаил Прохоров, «Яблоко», КПРФ, «Справедливая Россия»

Александр Дугин, Александр Проханов, «Суть времени», «Народный собор»


Как видите, все довольно сложно и политическая жизнь России напоминает разноцветную мозаику. И все бы ничего, но нам в этой мозаике жить и вертеться….