Сегодня йошкаролинцы узнают, что на их придомовой территории разрешено построить магазин или жилой дом, только когда приезжает тяжелая техника и появляется ограждающий будущую стройку забор.

При этом застройщик без колебания спиливает зеленые насаждения, которые жильцы дома когда-то сами высаживали, разрушает детскую площадку или хоккейную коробку. Люди, возвращаясь домой, обнаруживают, что в их привычный и размеренный уклад и без того нелегкой жизни врывается грохот строящегося здания, а затем гул вытяжных двигателей и «ароматы» запахов работающего магазина.

Ненавязчивое приглашение

Как-то раз, возвращаясь домой, я обратил внимание на клочок ничем не приметной записки о каких-то публичных слушаниях. Обойдя несколько подъездов нашей пятиэтажки, я нашел полный текст, где нас, жильцов, приглашали принять участие в непонятном мероприятии: «Предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства при строительстве здания многофункционального назначения на земельном участке с кадастровым номером 12:05:0203004:278 общей площадью 140,0 кв.м, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, ул.Анциферова (севернее д.5) в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка со всех сторон – с 3м до 0м, увеличением коэффициента застройки с 50% до 100%,  уменьшением минимального процента озеленения с 20% до 0%.

Предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства при строительстве общественного здания многофункционального назначения на земельном участке с кадастровым номером 12:05:0203004:279  общей площадью 140,0 кв.м, расположенном примерно в 1м от ориентира  по направлению на запад, адрес ориентира: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, ул.Анциферова (юго-западнее д.3) в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с северной  стороны – с 3м до 1,5м, с восточной, западной, южной сторон с 3м до 0м, с увеличением коэффициента застройки с 50% до 87%,  уменьшением минимального процента озеленения с 20% до 0%».

Пообщавшись с активом наших трех домов (Анциферова, 5;5а;3), решили принять участие в публичных слушаниях.

Строим просто так

На слушаниях проектируемая организация предоставила проект здания, как заявлено, многофункционального назначения, взамен рябинового садика, который мы, жильцы трех домов, сами высаживали. К слову, обслуживающее наши дома ДУ постоянно проводит мероприятия по содержанию этого садика, который нам, жильцам, куда приятнее и важнее этих двух магазинов. Результат общения с проектировщиком: он забыл указать и не смог объяснить, каким способом и какой дорогой должны будут подвозить товар к зданию; не указал и не смог объяснить, где будут находиться контейнеры с мусором, какого класса опасности этот мусор и через какие дворы его будут вывозить. На чертежах даже площадок под контейнеры не было.

Он даже не знал, для каких целей нужны эти здания?

Вопрос: Для чего хотите построить?

Ответ: Не знаю, пока не решили.

Вопрос: Почему у нас, жителей, не спросили?

Ответ: Приходите к нам в офис, обсудим.

Почему мы должны ходить в чей-то офис и разбираться? Мы без этих построек жили и живем, нам они не нужны, мы их к нам не звали. А если им нужно, то пусть сами придут и поговорят с жителями. К слову, в нашем спальном районе магазины, аптеки и торговые центры «на каждом углу», есть сауна, бильярд, «игротеки», «разливайки», свежее пиво и т.д. Куда нам еще?

Комбайн, сметающий все

Вывод: предоставление права аренды городской земли в придворовых территориях – инициатива частного капитала, а не желание жильцов прилегающих территорий улучшить качество своей жизни. Наоборот, интересы жильцов при строительстве таких зданий не учитываются, несмотря на то, что часто такие застройки происходят прямо перед окнами. Не понятно, почему городская земля, минуя процедуру торгов, где она может оказаться в несколько раз дороже даже рыночной стоимости, фактически за очень не дорогую сумму попадает в частные руки в виде права аренды под строительство, к примеру, магазина. И все эти непонятные вещи, если верить итогам публичных слушаний, происходят с одобрения горожан. К слову, я сам видел группы студентов, которые приходят на публичные слушания по вопросам разрешения строительства вот таких вот горе-магазинов, а проголосовав за постройку, сразу уходят. Добавьте сюда голоса «за» строительных фирм города, которые всегда посещают такие мероприятия расширенным составом, управление архитектуры, водоканал и прочие службы. Отстоять дворовые территории  на публичных слушаниях силами самих жильцов практически невозможно. Голоса тех, кто лично не пришел, в голосовании не участвуют. Заранее собранные подписи жильцов – не участвуют. Права и интересы жильцов относительно придворовых территорий на сегодняшний день никто не защищает. В итоге публичные слушания, как комбайн, сметают детские площадки, хоккейные коробки, рябиновые садики, а на выходе – свеженький жилой дом или магазин. Почему происходит такое «уплотнение» за счет дворовых территорий? Да потому, что вся инфраструктура (электричество, вода, газ, канализация, дороги) уже есть, осталось только воткнуть жилой дом или магазин, и никаких капитальных вложений не нужно. Так что, уважаемые горожане, если к вашему дому можно что-то пристроить, то не сомневайтесь – к вашим дворовым территориям уже кто-то пригляделся и комбайн под названием «публичные слушания» уже едет к Вам.

Пятно застройки

За разъяснениями я обратился в Управление архитектуры и градостроительства. Там мне сказали, что придворовая территория – это собственность города, и город сам вправе решать в соответствии с законодательством, кому ее предоставить в аренду. Защитой интересов проживающих граждан они не занимаются, приезжать и лично встречаться с юристами их отдела тоже нежелательно, так как их работа не связана с проблемами правовой безграмотности горожан. И вообще, у них для наших с вами детских площадок и деревьев есть емкий термин – «пятно застройки». Одно из таких пятен все могут увидеть на красноармейской, 105. Это пятно красноречиво говорит об отношении частного капитала к интересам простых жителей и о степени нашей с вами защищенности со стороны государства в лице чиновников и разных ведомств, которым мы с вами, кстати, исправно и без задержек платим зарплату.

Напоследок, для тех, кто не знает – если кто-то из обычных жителей города захочет придти на публичные слушания, то вход свободен, но только по пятницам. В выходные дни слушания не проводят!