Горизонтальная Россия
28 Фев 2014, 13:47

Украинцы и евреи в общем строю борьбы за свободу Украины

Марк Каганцов

Повстанцы со звездою Давида

В УПА евреи были и врачами, и воинами

«Общей платформой сионистов и украинских буржуазных националистов стала ненависть к Советской власти» – писала «Радяньскa Україна» в августе 1971 года. Статья называлась «Заговор обреченных». Страницы тогдашних «украинских» периодических изданий пестрят заголовками и рубриками типа «Факты против сионистов», «Зловещие блики сине-белой звезды», «Провокационная суета сионистов».

В 70-е годы отношения СССР и Тель-Авива были кризисными. Очевидно, пропагандисты устроили промывание мозгов «советским гражданам» не только с помощью «Всемирной конференции в защиту советских евреев», которая состоялась в Брюсселе 23 февраля 1971 года. В конце 1960-х – начале 1970-х в советских концлагерях оказалось много молодых диссидентов из Украины, среди которых было немало евреев. Они, воспитанные на советских учебниках и семейных преданиях о войне, всеми возможными способами передавали на Запад информацию об осужденных на 25-летние сроки – воинах Украинской армии, с которыми в «большой зоне», возможно, и не познакомились бы. Михаил Хейфец в своей книге «Украинские силуэты» называет их «святыми стариками». Случалось, что диссидент-шестидесятник попадал в одну тюрьму с евреем, осужденным на 20 лет за «украинский буржуазный национализм». И только сейчас мы можем узнать о трагедии и борьбе, которые стояли за этим удивительным приговором.

Врачи и стрелки

«Пока в мои руки не попали соответствующие документы, я считал, что УПА сотрудничала с фашистами» – говорит выдающийся израильский историк Аарон Вайс, семья которого и он сам были спасены украинцами. «Немало бежавших из гетто в западных регионах Украины в 1942 – 43 годах так или иначе встречались с украинскими повстанцами. Это непростая картина, большей частью позитивно окрашенная, – констатирует доктор наук, профессор Феликс Левитас. – Я лично работал с документами, видел, что немало евреев сами добывали оружие и присоединялись к украинским повстанцам. Однако, повстанческие отряды были разными, полевые командиры были разными». Феликс Левитас обладает одной из наибольших в Украине библиотек по истории фашизма и гитлеризма, которую собирает в течение 20 лет. Докторскую диссертацию защитил в 1997 году на тему «Евреи Украины в годы Второй мировой войны».

В архивах профессора Сорбонны (Париж) Владимира Косика есть документы о том, как евреи оказывались в лесах. УПА организовывало массу акций для бегства евреев-врачей из нацистских гетто. Часть повстанцев находилась в тяжелом состоянии, оружия и продовольствия не хватало, и, по материалам Косика, немало повстанческих отрядов организовывало из беглецов лагеря для гражданских лиц. Эти лагеря помогали повстанцам, а повстанцы охраняли лагеря. Из лагерей отбирали в отряд врачей и молодых людей, готовых воевать. «Евреи храбро воевали в рядах УПА, мы не знаем случаев их недостойного поведения», – пишет известный историк Ярослав Дашкевич. «Все они честно выполняли свой долг, оказывали помощь не только бойцам, но и всему населению, не оставляя боевых порядков в тяжелых ситуациях, даже тогда, когда имели случай перейти к красным. Многие из них погибли воинской смертью на защите идеалов, за которые боролся украинский народ», – такaя оценка участия евреев в украинском войске одного из руководителей повстанцев Миколы Лебедя приведена в многотомной истории УПА.

Кстати, на заре украинской государственности ХХ столетия Первый еврейский курень Украинской Галицкой армии насчитывал 1000 еврейских парней из Львова и Тернополя.

Разные источники вспоминают о Стеле Кренцбах из Рожнятина, которая в своих воспоминаниях писала: «Своей жизнью я благодарна УПА». Часть ее воспоминаний напечатала газета «Нью-Йорк таймс». Став сотрудницей министерства иностранных дел Израиля, она убеждала дипломатов, что «свободное украинское государство будет порукой и доказательством справедливого мира в мире». Стелла Кренцбах описала, как после возвращения советов постановлением местного отдела НКВД она была осуждена на смерть. В камере смертников вместе с нею оказалось 42 человека. «Мы всю ночь молились и просили чуда у Бога. Под утро действительно произошло чудо: двери камеры с шумом открылись – и мы увидели вооруженных повстанцев. Тогда местечко Рожнятин оказалось на четыре дня в руках УПА. С того момента я ушла в подполье, и моя жизнь теснейшим образом связалась с жизнью повстанцев. Я переходила с ними из одного места в другое, и так оказалась в Карпатах, в повстанческом госпитале с ранеными». В ее группе было 12 евреев, 8 из них – врачи.

«Немецкая пропаганда точно уловила момент украинско-еврейского согласия и пыталась помешать ему, – рассказывает Феликс Левитас. – В архивах есть две немецкие листовки. Первая: „Слушай, украинский народ! Москва дает секретные приказы ОУН. Из секретных указаний, что попали к нам в руки, видно, что кремлевские жиды находятся в тесной связи с ОУН, которая якобы воюет против большевизма. В руководстве ОУН сидят агенты, которые выполняют приказы кровожадного Сталина и его жидовских опричников“. Вторая: „Чего хочет так называемая УПА? Селяне, помните, что УПА грабит украинский народ, мордует его и бесчестит. А кто является руководителем этой армии? Это львовские жиды и их кремлевские помощники“».

«Не убивай!»

«Нацистская пропаганда имела некоторое влияние на определенную часть общества, – считает Феликс Левитас. – Общей точки зрения на „еврейский вопрос“ у украинских политиков не было. С самого начала против нацистских методов и провокаций в западных регионах Украины выступили деятели ОУН – писатель и публицист Юрий Липа, редактор и экономист Лев Лукашевич, известный поэт Евгений Маланюк. Согласно документам, некоторая часть представителей ОУН колебалась, часть считала, что надо следовать немецким руслом». Между тем, ответом фашистов на Акт восстановления Украинского государства 30 июня 1941 года стали массовые репрессии, концлагеря и конкретно Аушвиц. Деятели ОУН, очутившиеся в Аушвице, одними из первых сообщили правду о массовых казнях еврейского населения, в частности об уничтожении в газовых камерах.

Новые исследования проливают свет на то, почему было расформировано войско Бульбы-Боровца. Представители СС призвали Полесскую Сич принять участие в карательных акциях против еврейского населения. Большинство казаков отказалось. Тогда и возник конфликт с эсесовцами. Кандидат исторических наук Жанна Ковба много лет исследует украинско-еврейские отношения в Галиции. Она приводит свидетельство Ивана Харива с Самборщины, который возил еду в лесное укрытие для четверых еврейских девушек и парня в августе-октябре 1941 года. Селяне тайно собирали для них продукты. Позднее, по рассказу отца, Иван узнал, что выдал укрытие евреев полицай из соседнего села, которого в 1943 году уничтожили бойцы УПА.

Позицию местного населения можно увидеть из тогдашних нацистских газет. «Самборская газета» на Львовщине от 1 марта 1944 года сообщает: «Казнь за укрывание жидов и содействие им, казнены – Крыжковська Мария, Дмитривська София, Сухоруч Степан, Корчмар Мария, Масляр Ганна, Назар Мария, Куляк Микола, Ковальчук Михайло, Сущ Настя, украинцы». «Эти газеты – огромный пласт для исследователей, которые увидят, что нацистскому геноциду противостояло местное население», – говорит Феликс Левитас.

Согласие между народами собственной любовью прививал митрополит Андрей Шептицкий, который еще в 1913 году выступил против процесса по «делу Бейлиса», сфабрикованному в Киеве черносотенными организациями. В 1939 году он в интервью сионистской организации Галиции сказал, что всегда был сторонником возрождения еврейского народа и восстановления еврейского государства. Под влиянием владыки Украинской Греко-католической церкви во многих церквах и монастырях галичане спасали сотни евреев. Под личной опекой Шептицкого выжили 15 раввинов (Давид Кагане, которого спас митрополит, в 1970-е годы был главным раввином Тель-Авива). В ноябре 1942 года Шептицкий выступил с письмом «Не убивай!», где обращался к украинцам с призывом не поддерживать нацистские провокации.

Преступники и миротворцы истории

Антиеврейскую агитацию в Украине проводили и нацисты, и большевики. «С нацистами пришел мощный пропагандистский аппарат, который мастерски играл на непростых украинско-еврейских отношениях, которые складывались на протяжении истории, – рассказывает доктор исторических наук Феликс Левитас. – Заняв Львов, нацисты устроили невиданную провокацию. Они открыли двери львовской тюрьмы, где накануне энкаведисты учинили массовые расстрелы, и заявили, что „это дело рук евреев“. Дескать, все евреи – работники НКВД, которые беспощадно уничтожали украинский народ. По документам нацистов, кроме полицейских, местное население в своем большинстве на провокацию не отреагировало». Невзирая на то, что энкаведисты присыпали лица расстрелянных хлором и полили кислотой, среди мертвых во дворе львовской тюрьмы были опознаны несколько раввинов, деятелей еврейских партий и общественных организаций.

Ярослава Музыченко

http://www.rubezh.eu/Zeitung/2007/04/07.htm

«Жидовский курень» УГА

 
 

В украинско-еврейских отношениях было много примеров как сотрудничества, так и недоразумений, которые запечатлелись в памяти народов и по сей день присутствуют в нашем восприятии. Но история «Жидовского куреня» Украинской Галицкой армии* даже спустя девяносто лет после его создания остается неизвестной, хотя именно на примере этой боевой формации стоит строить межнациональное взаимопонимание.

* Именно так исторически называлось это соединение и мы считаем необходимым и правомерным воспроизводить это название в его первоначальном виде.

ФЕНОМЕН ГАЛИЦКОГО ЕВРЕЙСТВА

Когда речь заходит об историческом контексте украинско-еврейских отношений и их особенности на Галичине, то сразу стоит заметить, что на этой части украинских земель никогда не было такой эскалации конфликтов, которые происходили на Надднепрянщине во времена Хмельнитчины, Колиивщины или в начале ХХ века. И хотя при просвещенном абсолютизме Габсбургов евреи имели целый ряд ограничений, их жизнь выглядела куда лучше, чем их единоверцев по ту сторону восточной границы. Наконец, распространенный из латинского языка этноним «жид», который одинаково присутствовал как в Российской, так и Австро-Венгерской империи, в последней никогда не приобретал негативной окраски.

Уже во второй половине ХІХ века, львовянин, известный польский политический деятель Станислав Тарковский выразил мысль, что «еврей не может быть львовским архиепископом, потому что он еврей, но это не причина, чтобы он не мог быть львовским бургомистром». По статистике, перед Первой мировой войной во Львове евреи составляли 70% всех адвокатов города и 60% врачей, а в 1910 году 33% всех студентов Львовского университета составляли евреи. И это при том, что эта, третья по численности, национальная группа составляла всего 12 процентов населения Галичины.

Находясь под польским прессом, два порабощенных народа — украинцы и евреи — просто таки были обречены на сотрудничество, которое уже в ХХ веке материализовалось в виде депутатских мандатов в венском парламенте. Это стало возможным благодаря первым выборам в австрийский Государственный Совет, которые состоялись в 1907 году на основе общего избирательного права для мужской части населения. В городских избирательных округах украинцы отдали свои голоса за депутатов-сионистов, а в сельских — евреи голосовали за украинцев. Благодаря этому политическому пониманию евреи получили первых двух депутатов в парламенте.

Через десятилетие евреям придется определяться с политической поддержкой украинцев в их освободительной борьбе. Оба украинских государственных образования — УНР и ЗУНР- предусмотрели в своих конституциях широкую культурную автономию для еврейского сообщества, что дало основание известному еврейскому исследователю Шварцу утверждать: «Украина была первым государством мира, которое ввело экстерриториальную культурную автономию для национальных меньшинств». Правда, это не стало весомой причиной для евреев, чтобы формально поддержать украинцев в их борьбе с поляками в 1918—1919 годах. Официальной позицией евреев был нейтралитет, что, наконец, было для них частью политической традиции — веками находясь в изгнании, им легче было не вмешиваться в военно-политические конфликты других народностей.

БОЕВОЙ ПУТЬ «ЖИДОВСКОГО КУРЕНЯ»

Ситуация приобрела другой оттенок после захвата поляками Львова в ноябре 1918 года. За три дня — 21—24 ноября поляки совершили погромы, в которых погибло 150 евреев и пострадало около семи тысяч семей. Огласка, которую получили эти события, заставила польскую власть провести расследование, но в конечном варианте вся вина за погромы была переложена на городское дно. Причиной погромов была, несмотря на провозглашенный нейтралитет, моральная поддержка украинцев еврейским населением. Кровавые ноябрьские события в Львове побуждали евреев в ряде городов создать отряды милиции, назначением которых была самооборона от любых этнических или военных посягательств. В частности, такая милицейская формация была основана в Тернополе в ноябре 1918 года бывшим поручиком австрийского пехотного полка Соломоном Ляйнбергом. И когда 16 июня 1919 года украинцы отбили у поляков Тернополь, по согласованию с исполнительным комитетом евреев Тернополя — «Жидовским национальным советом» Соломон Ляйнберг обратился к полковнику Украинской Галицкой армии Осипу Микитке с предложением присоединиться к рядам УГА. Так появился «Пробоевой курень I Корпуса Галицкой армии», который стал более известен под названием «Жидовский курень» УГА. За очень короткое время «Жидовский курень» насчитывал 1200 воинов-евреев, которые добровольно заявили о своем желании воевать за Украинское государство, что само по себе является феноменом, который можно приравнять к Еврейскому легиону, который во время Первой мировой войны на стороне Великобритании воевал в Палестине. Правда, воины «Жидовского куреня» воевали за Украину, в то время как воины Еврейского легиона боролись за собственные национальные интересы. «Жидовский курень» получил название «пробоевого», т.е. «ударного», что свидетельствовало об его боевых свойствах и привлечении к важнейшим боевым действиям. Так, сначала куреню пришлось прикрывать отступление УГА на линии Тернополь — Пидволочиск. Позже, перейдя Збруч, «Жидовский курень» принимал участие в боях против большевиков и через Проскуров, Винницу и Бердичев дошел вплоть до окраины Киева — Святошино. Учитывая, что «Пробоевой курень I Корпуса Галицкой армии» прославился своей отвагой и успехами в боях, всюду, где он проходил УГА имела поддержку еврейского населения. А в Бердичеве Соломону Ляйнбергу даже разрешили провести мобилизацию добровольцев. Но ни добрая слава куреня, ни дополнительная мобилизация не смогли уберечь бойцов от тифа, который забрал две трети личного состава Пробоевого куреня. По-разному сложилась и судьба воинов, которые спаслись от тифа. Часть из них через Одессу переправилась воевать в Палестину, другие же остались на Надднепрянщине или же вернулись на Галичину. Среди последних был и Соломон Ляйнберг. Есть веские основания считать, что его замучили поляки в Тернополе, в 1920 году.

ЕВРЕИ В БОЕВЫХ ФОРМИРОВАНИЯХ УГА

«Жидовский курень» был не единственной еврейской формацией, которая воевала в составе Галицкой армии. Это тем более интересно, что украинцы из уважения к нейтралитету, провозглашенному евреями, не мобилизовывали представителей национальных меньшинств в регулярную армию, каковой была УГА. Зато поляки печально прославились еще с первых дней украинско-польской войны, когда насильственно рекрутировали евреев в армию. Это заставило «Комитет еврейской безопасности» еще 14 ноября 1918 года обратиться к мировой общественности с протестом против таких действий польской власти. В исторических воспоминаниях можно встретить упоминания об еврейском отряде при 11-й Стрыйской бригаде УГА и Конно-пулеметной сотне 4-й Золочевской бригады, которой руководил Салько Ротенберг. Уже позднее офицер УГА Гайдучок назвал Ротенберга «украинским евреем» и упоминая о том, как Салько, получив ранение, все же вернулся в свою боевую часть, резюмировал: «Сколько же чистокровных украинцев не были ранены, а боялись оказаться в бригаде...» Сотня Салько Ротенберга подчеркивала свою национальную идентичность и музыкальным сопровождением, которое состояло из трех музыкантов (двое из которых были скрипачами). Подобно «Жидовскому куреню» еврейская сотня Золочевской бригады отличалась храбростью на Восточном и Западном фронтах, но в отличие от куреня сотня Ротенберга почти вся, включительно с сотником, погибла в боях с большевиками. Салько Ротенберг получил смертельное ранение, прикрывая отступление армии под Коростенем и умер в Каменец-Подольском.Среди других известных евреев, которые воевали в рядах УГА, стоит вспомнить и Людвика Розенберга-Чорния, который был сотником Сечевых Стрелков и даже возглавлял школу унтер-офицеров под Белой Церковью и был одним из представителей украинских военных на переговорах с немцами в конце октября 1918 года. Больше всего же евреев в составе УГА было среди врачей. По меньшей мере трое из них находились в руководстве военных госпиталей на Галичине: сотник, доктор Глянц — руководитель хирургического отделения в Самборе, лейтенант Зелингер — руководитель военного госпиталя в Станиславе (Ивано-Франковске), лейтенант Кельнер — заместитель главного врача дрогобичского госпиталя. О последнем в мемуарах упоминается, что он был «вторым врачом в больнице» исключительно из-за национального мотива, ведь по званию и возрасту был старше врача-украинца. Эти примеры были неединичными и по сравнению с другими родами войск УГА количество евреев среди врачей была самым высоким. По разным данным, до двух тысяч галицких евреев добровольно и жертвенно в рядах Украинской Галицкой армии воевали за украинское дело. Несмотря на печальное и трагическое завершение этой военной и политической эпопеи, был создан феномен, который к огромному сожалению, даже спустя девяносто лет после тех событий ни для украинцев, ни для евреев пока что так и не стал примером сотрудничества и понимания между двумя народами.

ЕВРЕЙСКИЙ ЛЕГИОН БРИТАНСКОЙ АРМИИ

Подобными «Жидовскому куреню» УГА можно считать «Zion Mule Corps» («Сионский корпус погонщиков») и Еврейский легион — воинские подразделения британской армии, которые состояли из добровольцев-евреев и воевали за освобождение Израиля от турецкого господства. Идея создания подобной воинской формации принадлежала одесскому еврею Владимиру Жаботинскому, который в декабре 1914 года обратился к 11 тысячам еврейских беженцев в Александрии с призывом создать Еврейский легион, который бы воевал на стороне Антанты за освобождение Палестины от турок. Но, принимая во внимание запрещение британского закона принимать в армию иностранцев, евреям было предложено создать транспортную колонну, которая бы принимала участие в военных действиях против турок. Эта формация численностью в 650 человек получила название «Сионский корпус погонщиков» или «Отряд погонщиков мулов». В июле 1917 года правительство Великобритании дало разрешение на формирование Еврейских полков, или, как их популярно называли, «Еврейского легиона» (официально эта часть называлась 38-м батальоном королевских стрелков). В их составе воевали евреи-добровольцы из России, Великобритании и США. Только последних насчитывалось шесть с половиной тысяч человек. Официальный приказ о роспуске Еврейского легиона датируется мартом 1920 года. Однако существование Еврейского легиона стало большой моральной поддержкой для борьбы евреев за создание самостоятельного государства.
http://www.day.kiev.ua/ru/article/ukraina-incognita/zhidovskiy-kuren-uga

«Жидiвський пробойовий курiнь»

Памятник евреям — борцам за свободу Украины планирует установить в Тернополе организация «Тризуб».

Таким образом националисты хотят показать миру, что украинцы не являются антисемитами и дружески относятся к другим нациям, сообщает интернет-газета Тернопольщины «Доба».

Памятником планируют почтить прежде всего «Жидiвський пробойовий курень» [Еврейский штурмовой батальон], который воевал в составе Украинской Галицкой Армии в 1919-ом году.

По словам главы «Тризуба» Дмитрия Яроша, цель инициаторов установления памятника — не дать «загнать Украину в глазах мировой общественности в стойло антисемитизма».
«Мы хотим показать, что украинцы самом деле всегда были в побратимских отношениях с теми этническими группами, которые жили рядом с ними, и вместе с ними боролись за Украинское государство», — отметил Ярош.

Тризубовцы не считают, что слово «жид» может восприниматься представителями еврейской нации, как оскорбление.

- В Украине с давних времен было употребляемое слово «жид», и никто на него не обижался. Я понимаю, что и «Слава Иисусу Христу» можно порой сказать так, что за это хочется зубы выбить. Но, думаю, если мы будем говорить с уважением «Слава жидам — борцам за государственность украинской нации!», то это не будет обидно никому, — отмечает Ярош.

http://muzejew-news-ru.16mb.com/?p=143

В Тернополе возведут памятник "жидовскому пробоевому куреню"

время публикации: 6 марта 2013 г.

 
         

 

Завершился первый этап в реализации идеи установления в городе Тернополе памятника "жидовскому пробоевому куреню" - самостоятельному оперативном воинскому подразделению Украинской Галицкой Армии, который состоял из бойцов еврейской милиции. Об этом сообщает пресс-служба организации "Тризуб" им.Бандеры, которая является инициатором нового монумента, передает Цензор.НЕТ.

Председатель оргкомитета по вопросам сооружения памятника Иван Сута получил заключение о возможности установления монумента в г. Тернополь на углу бульвара Тараса Шевченко и ул. князя Острожского (возле помещения Тернопольской областной филармонии), подписанный начальником управления культуры Тернопольской ОГА Григорием Шергеем.

"Учитывая вклад еврейского куреня в историю УГА, не отрицаем возможности установления памятника в г. Тернополе", - говорится в заключении.

В дальнейшем оргкомитет, в состав которого входят ученые и художники из разных регионов Украины, представит - согласно законодательству - ходатайство о сооружении памятника на имя городского головы Тернополя Сергея Надала. После окончательных расчетов стоимости сооружения памятника планируется открыть специальный фонд для пожертвований от общественных организаций, предприятий, фондов, частных лиц.

Сейчас в адрес оргкомитета поступили первые эскизные проекты памятника - их разработал киевский скульптор Андрей Вилюра вместе с творческим коллективом преподавателей Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. Бойчука.

"Жидовской пробоевой курень" ("Еврейский ударный батальон") - самостоятельное оперативное военное подразделение 1-го корпуса Украинской Галицкой Армии (УГА). Сформирован в июне 1919 года из еврейской милиции Тернополя. Командир - поручик Соломон Ляйнберг.

"Жидовской пробоевой курень" участвовал в боевых действиях проив польских войск, прикрывал отход частей 1-го корпуса Украинской галицкой армии за Збруч в районе Скалата, Гримайлова и Гусятина. На Приднепровье отличился в боях с большевистскими войсками под городами Проскуров (ныне Хмельницкий), Винница, Фастов, Бердичев.

В результате боевых действий и эпидемии тифа и дизентерии курень потерял две трети личного состава. Начальная команда (командование) УГА его расформировала, уцелевших воинов перевели в другие части. Часть людей добралась до Одессы, откуда вместе с членами местной еврейской боевой дружины эмигрировали в Палестину.

Некоторые остались на территории Советской Украины.

По поводу дальнейшей судьбы командира "Жидовского пробоевого куреня" Соломона Ляйнберга существует две версии. Согласно первой, Ляйнберг вернулся в Тернополь и был замучен поляками за участие в украинских-польской войне в местной тюрьме (по другим данным - в лагере для интернированных военнопленных Украинской галицкой армии) в 1920 году.

Согласно же другой версии, Ляйнберг остался в Советской Украине, с 1921 года - член ВКП (б). Служил начальником радиочасти 4-го (разведывательного) управления штаба Красной Армии, некоторое время якобы проживал в Москве.

В 1933 был приговорен к 3-м годам лишения свободы, после освобождения работал заведующим радиоузла Белбаткомбината в Карелии.

3 октября 1937 был арестован повторно и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 9 апреля 1938 в Ленинграде.

http://rus.newsru.ua/ukraine/06mar2013/pamiatnik.html

Монумент "Жидовскому куреню" УГА установят в Тернополе

четверг, 30 мая 2013 14:54
Автор: Фото: doba.te.ua
После боевых действий за Збруч с польскими войсками против большевиков в 1919-м году еврейский курень из-за эпидемии тифа потерял две трети личного состава, после чего был расформирован, уцелевшие воины эмигрировали в Палестину

Завершился первый этап в реализации идеи установки в Тернополе памятника сформированного в июне 1919 года из еврейской (Jewish) милиции Тернополя "Жидовскому пробоевому куреню", - самостоятельному оперативному воинскому подразделению 1-го корпуса Украинской Галицкой Армии.

Председатель оргкомитета, член ВО "Тризуб" им. Бандеры Иван Сута получил "Заключение о возможности установления памятника бойцам "Жидовского Пробоевой Куреня" в г. Тернополь на перекрестке бульвара Шевченко и ул. Князя Острожского (возле здания Тернопольской областной филармонии)", подписанный начальником управления культуры Тернопольской ОГА п . Григорием Шергеем.

По его словам, возведение памятника должно дать толчок для дальнейших научных исследований.

"В частности, очень интересует судьба тех членов куреня, которым удалось добраться до Одессы, а оттуда - в Палестину. Там они создали первые отделы еврейской самообороны Хагана. Поэтому это вопрос комплексный, и работа ученых должна охватывать не только деятельность куреня во время гражданской войны", - рассказал Сута в комментарии Gazeta.ua.

Он добавил, что много командиров в курене составляли украинские старшины. Ранее в пресс-службе ВО "Тризуб" сообщали, что монумент "Жидовского куреня" покажет миру, что украинцы не являются антисемитами и дружески относятся к другим нациям.

Автор: Фото: doba.te.ua
Командир Соломон Ляйнберг

В заключении о сооружении памятника сказано: "Жидовский Курень" Украинской Галицкой армии - самостоятельное оперативное военное подразделение 1-го корпуса Украинской Галицкой Армии. Сформирован июне 1919 года во время Чертковского офензиви из еврейской милиции Тернополя.

Курень состоял из 4-х стрелковых (по 200-220 человек) и скорострельной (8 пулеметов) сотен и из 3-х чет (конницы, саперной, связи). Командир - поручик австрийской армии Соломон Ляйнберг.

Место дислокации и подготовки - с. Остапье (ныне Пидволочиского района Тернопольской области). Курень получил название "Пробоевого", т.е. "ударного", что свидетельствовало о его боевых свойствах и привлечения к важнейшим боевым действиям. С 14 июля "Жидовский Пробоевой Курень" принимал участие в боевых действиях с польскими войсками на линии сел Максимовна - Романово Село - Жеребки - Колодиевка (Тернопольская область), прикрывал отход частей 1-го корпуса за Збруч в районе Скалата, Гримайлова и Гусятин.

На Приднепровье Курень отличился в боях с московско-большевистскими войсками под городами Проскуров (ныне Хмельницкий), Винница, Фастов, Бердичев.

Вследствие боевых действий и эпидемии тифа и дизентерии курень потерял две трети личного состава. Начальная команда УГА его расформировала, уцелевших воинов перевели в другие части. Часть людей добралась до Одессы, откуда вместе с членами местной еврейской боевой дружины эмигрировала в Палестину.

Учитывая вклад Жидовского куреня в историю УГА, не возражаем против возможности установления памятника в Тернополе".

Автор: Фото: banderivets.org.ua

Что касается указания соответствующих источников финансирования, то, после окончательных расчетов финансово-экономического обоснования стоимости сооружения памятника, - планируется открыть специальный Фонд для пожертвований от общественных организаций, предприятий, фондов, частных лиц.

В адрес Оргкомитета пришли первые эскизные проекты памятника художника из Киева, скульптора п. Андрея Вилюра, разработанные совместно с творческим коллективом преподавателей Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М. Бойчука.

Иван Сута сообщил, что проект монумента планируется выбрать осенью.

http://gazeta.ua/ru/articles/history/_monument-zidovskomu-kurenyu-uga-ustanovyat-v-ternopole/499813

Разрыв шаблонов: бандеровцы установят памятник евреям

Новость от Anatoliy Tkachenko

Инициативу тризубовцев построения памятника "Жидовскому боевому куреню" поддержали во всей Украине.

В инициативную группу по созданию оргкомитета по вопросу установления в Тернополе памятника Соломону Ляйнбергу вошли научные работники, представители духовенства, общественно-политические деятели, предприниматели из Тернополя, Киева, Львова, Одессы, Камянского (оккупационное название Днепродзержинск), Дрогобыча, Черновцов.

Уже создали и оргкомитет по вопросу установления памятника поручителю УГА (см. внизу). Место для установления памятника Соломону Ляйнбергу, как сообщают в пресс-службе "Тризуба", инициаторы видят в исторической части Тернополя, а именно: на площадке, на углу бульвара Шевченко и улицы кн. Острожкого. В настоящее время там рядом расположены Тернопольская областная филармония (бывший дом "Мещанского братства") и здание Тернопольской райбольницы (бывшая "жидівська лічниця").

Состав оргкомитета по установлению в Тернополе памятника поручику УГА Соломону Ляйнбергу (языком оригинала):

Голова - Іван Сута, член ВО "Тризуб" ім. С. Бандери, громадсько-політичний діяч, художник, член НСЖУ, м. Тернопіль. Телефон: 096-951-70-08.

Заступник з наукових питань:

Олег Баган, Голова Науково-ідеологічного центру (НІЦ) ім. Д.Донцова, кандидат філологічних наук, публіцист, доцент Дрогобицького державного педагогічного університету ім. Івана Франка, м. Дрогобич. Телефон: 097-143-10-12.

Заступник з організаційних питань:

Петро Шимків, Голова правління Тернопільського обласного об’єднання «Просвіта», громадсько-політичний діяч, м. Тернопіль. Телефон: 096-668-88-17.

Члени оргкомітету - 18 прізвищ, серед яких імена відомих діячів ВО «Тризуб» ім. С.Бандери, ОУН і УНР, українські громадські і політичні діячі, історики, юристи, доктора філологічних наук, публіцисти, професори, доценти, скульптори, художники, письменники, драматурги, краєзнавці, священики УГКЦ з Січеславщини (Дніпропетровськ), Одеси, Києва, міст Західної України.

Свое согласие работать в оргкомитете консультантами выразили также другие ученые, художники, работники музеев, архивов, библиотек, и представители общественных и политических организаций Украины.

Кстати

Во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. Соломон Ляйнберг был поручиком 15-го пехотного полка имперской австрийской армии, а после провозглашения ЗУНР (Западно-Украинская Народная Республика) - командир еврейской милиции в Тернополе.

В июне в 1919 г. Ляйнберга назначили командиром Жидовского куреня УГА. Он отметился в боях с поляками.
После разгрома Украинской Галицкой Армии часть бойцов, среди которых был и Соломон Ляйнберг, вернулись в Галичину, которая на то время была уже под Польшей. В Тернополе его замордовали в местной тюрьме (по другим данным — в лагере для интернированных военнопленных Украинской Галицкой Армии) в 1920 году.

Источник 

На постсоветском пространстве Москва навязала лубянские мифы и представления об отношениях евреев к национально-освободительному движению украинцев на основе стереотипов советской пропаганды: погромы, украинские националисты-юдофобы, участие украинских полицаев в Холокосте и т.д. В этих домыслах хорошо применены кремлевские технологии, которыми восхищался сам Геббельс.

Однако объективный исследователь не может не отметить неправомерность таких представлений об украинско-еврейских взаимоотношениях в переломные моменты истории Восточной Европы. Уже документально подтверждены факты участия евреев в национально-освободительном движении 1940-х годов, в Украинской повстанческой армии (УПА) и т.д.

В ходе борьбы с московским фашизмом бандеровцы отказались от наиболее радикальных идей тоталитарного национализма и сменили лозунг ”Украина для украинцев” на другой – ”Свобода народам – свобода человеку!”.

В феврале-марте 1943 года националисты на территории православной Волыни создали УПА. Повстанческая армия приняла в свои ряды несколько тысяч украинцев и представителей других национальностей – татар, грузин, азербайджанцев, армян, узбеков, русских. К концу 1943 года в ней состояло около 15 тысяч повстанцев, опирающихся на разветвленную структуру бандеровского подполья и широкую народную поддержку.

На этом вооруженном этапе украинского освободительного движения документально фиксируется участие в нем евреев. Тут, очевидно, можно предполагать, что деятельность украинских повстанцев была не чужда евреям – выходцам с Украины, для которых украинский язык нередко был вторым, а возможно и первым родным языком.

Вот как описывает участие евреев в украинском Сопротивлении и.о. руководителя ОУН(б) в 1941-1943 годах Николай Лебедь: ”Большинство врачей УПА были евреи, которых УПА спасала от уничтожения гитлеровцами. Врачей-евреев считали равноправными гражданами Украины и командирами украинской армии. Здесь необходимо подчеркнуть, что все они честно исполняли свой тяжкий долг, помогали не только бойцам, но и всему населению, объезжали территории, организовывали полевые больницы и больницы в населенных пунктах. Не покидали боевых рядов в тяжелых ситуациях, даже тогда, когда имели возможность перейти к красным. Многие из них погибли воинской смертью в борьбе за те идеалы, за которые боролся весь украинский народ” (Лебедь М. Українська Повстанська Армія, ії генеза, ріст і дії у визвольній боротьбі українського народу за Українську Самостійну Соборну Державу. Ч. 1. Німецька окупація України. (Репринтне видання) – Дрогобич, 1993, с. 69).

В радиограмме в Центр 30 октября 1943 года руководители одного из коммунистических партизанских отрядов Бегма и Тимофеев сообщали: ”Националисты в Домбровице мобилизовали всех портных для изготовления теплой одежды на зиму. По последнему распоряжению штаба националисты сейчас принимают к себе всех, кроме поляков. В данное время [среди] националистов много евреев, особенно врачей” (Боротьба проти УПА і націоналістичного підпілля: інформаційні документи ЦК КП(б)У, обкомів партії НКВС-МВС, МДБ-КДБ. 1943–1959. Книга перша: 1943–1945. Літопис УПА. Нова серія. Т. 4. Київ – Торонто: „Літопис УПА”, 2002, с. 107).

Отмечали участие евреев в УПА и советские репрессивно-карательные органы. Специальная докладная записка начальника управления контрразведки ”Смерш” 1-го Украинского фронта генерал-майора Осетрова секретарю ЦК КП(б)У Никите Хрущеву повествует о задержании 1 февраля 1944 г. ”активного члена ОУН, еврея” Лейбы Иосифовича Домбровского (псевдоним ”Валерий”). Из текста следует что он, уроженец села Ольшаница Ракитнянского района Киевской области, 1910 года рождения, с 1929 по 1941 года состоял в ВКП(б). Окончил юрфак Киевского университета. В начале советско-германской войны был призван в Красную армию и, участвуя в боях, в 1941 году был ранен и попал в немецкий плен. Изменив фамилию, имя, отчество и национальность на украинца Леонида Панфиловича Дубровского, ему удалось вырваться из нацистской неволи. Поселившись в городе Ровно, он в конце 1941 года установил связь с Организацией украинских националистов и с началом вооруженной борьбы в 1943 году стал сотрудником политического отдела Украинской повстанческой армии (ЦДАГОУ, Ф. 1, оп. 23, спр. 930, арк. 115-116). Здесь нужно подчеркнуть, что речь идет о наивысшей политической структуре УПА.

Работая в политотделе, Лейба Домбровский написал ряд ”контрреволюционных националистических листовок, брошюр и воззваний”, в которых он ”клеветал на Советский Союз”, заявлял, ”что Москва угнетает народы не русской национальности”, призывал угнетенные народы ”к вооруженной борьбе с советским государством”. Среди подготовленных им материалов – воззвания к узбекскому, таджикскому, армянскому и другим народам. В августе 1943 года обвиняемый написал брошюру ”Как московский царизм покорял народы”.

Интересно, что, согласно этому документу, не националисты втянули его в ОУН, а он сам ”установил связь” с бандеровцами (из-под палки вряд ли будешь писать пламенные воззвания и брошюры). Кстати, о подобных инициативах других евреев свидетельствует отрывок из отчёта одного из руководителей тыла военного округа УПА ”Зарево”, описывающий ситуацию около города Костополь в Ровенской области УССР в августе 1943 года: ”Национальных меньшинств в этих трёх районах нет, за исключением нескольких евреев, которые в последнее время добровольно пришли к нам работать…” (Волинь і Полісся: УПА та запілля 1943-1944. Документи і матеріали. / Упор. О. Вовк, І. Павленко. Літопис УПА. Нова серія. Том 2. – Київ – Торонто, 1999, с. 245).

Одним из лучших врачей в отряде УПА имени Ивана Богуна, который базировался в южной части Волынской области, был амбулаторный врач Шая Давидович Варма (”Скрипач”). Исходя из протокола допроса после ареста в августе 1944 года органами НКВД, он родился в Варшаве в 1909 году (Літопис нескореної України. Документи, матеріали, спогади. Т. 1 – Львів: Просвіта, 1993, с. 413-416). Учился один год во Франции, в 1937 году окончил Варшавский медицинский институт, супругу звали Бронислава. До 1939 года работал в еврейском госпитале в Варшаве. Потом, во время германско-польской войны, спасаясь от гитлеровцев, выехал в городок Владимир-Волынский на Западной Украине, где работал врачом-эпидемиологом, а позже стал врачом сельской амбулатории, коим и работал в годы немецкой оккупации. Был мобилизован в УПА в мае 1943 года, находился там до августа 1944 года, за это время вылечив, согласно его собственным показаниям на допросе, 200 украинских повстанцев.

До нас дошли воспоминания о Шае Варме бывшей разведчицы УПА Галины Островецкой (”Коханской”): ”Варма был хорошим врачом, который в бункерных условиях делал сложные операции, он чудесно играл на скрипке, с которой никогда не расставался. Ему и псевдоним дали ”Скрипач”. Когда выпадала свободная минута, повстанцы собирались на лесной поляне, приглашали Варму, который играл для них. Его все любили и берегли” (Берекета Б. Багряними шляхами // Голос України. № 119 (369) 26.06.1992. С. 13). По свидетельству Галины Островецкой, за деятельность в УПА Шая Варма был приговорен к двадцати годам концлагерей.

По воспоминаниям сотенного УПА В. Ниновского (”Грабенко”), действовавшего в северной, лесной части Ровенской области, врачом в его батальоне был еврей из города Ровно под псевдонимом ”Чёрный”. По словам автора, когда было много раненых, доктор ”Чёрный”, кроме УПА, постоянно бывал на санитарных пунктах, чтобы оказывать помощь крестьянам, поскольку других врачей в том регионе не было (Медична опіка в УПА. Літопис Української Повстанської Армії. Т. 23. – Торонто – Львів: Літопис УПА, 1992, с. 79).

По воспоминаниями офицера УПА В. Новака (”Крылатый”), действующего в северной лесной части Волынской области, в том регионе было три госпиталя. В них работали украинские и еврейские врачи. Последних ”вырвали из немецких когтей, где они раньше или позже были обречены на смерть”. Автор называет доктора-еврея ”Белого”, который находился в УПА со своей женой. По словам В. Новака, доктор был одним из лучших врачей военной округи УПА ”Турив” (Медична опіка в УПА. Літопис Української Повстанської Армії. Т. 23. – Торонто – Львів: Літопис УПА, 1992, с. 82).

Заслуживают специального цитирования слова об одном из наиболее известных врачей УПА, настоящее имя которого, к сожалению, пока скрывается под псевдонимом ”Кум”. По некоторым данным, он происходил из города Стрый, Львовской области. Воспоминания об этом человеке оставил в 1949 году один из видных командиров УПА в Карпатском крае сотник Владимир Федыняк (”Хмель”). Сам автор погиб в 1951 году, а его воспоминания пылились в архиве КГБ Украины до последних времен.

Повествующий рассказывает о больших облавах войск НКВД на территории Калушской округи зимой 1946 года. В той горно-лесной местности находился госпиталь под руководством доктора ”Кума”. И далее: ”Доктор ”Кум” – известная фигура в УПА. Его знали тысячи повстанцев. Он был в УПА от основания У(краинской) Н(ациональной) С(амообороны) (так первоначально назывались отряды УПА в Галиции – А.Г.). Вначале был врачом сотни ”Сыроманци”, потом в батальоне ”Гайдамаки”, в офицерской школе ”Олени” (два выпуска), и наконец руководителем госпиталя в Марыни. Доктор ”Кум”, по национальности еврей, к нам был искренне привязан, и хоть Организация (ОУН) разрешила ему после прихода большевиков выйти и легализоваться, он выбрал делить долю и недолю с нами дальше, а при надобности – честно погибнуть. Какой кристальный характер! У меня была возможность с ним часто встречаться и разговаривать. Доктор ”Кум” был оптимистом, верил в нашу победу. Один раз, уже при большевистской действительности, я с ним встретился в Марыни и спросил: почему он не пошёл с доктором ”Максимовичем” (ещё один врач-еврей, который в 1943 году работал в офицерской школе УПА “Олени” (Ткаченко С.Н. Повстанческая армия (Тактика борьбы) / Под общ. ред. А.Е. Тараса / Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000, с. 41) – А.Г.) на легализацию? Он мне так ответил: ”Знаете, пан поручик, какую боль мне принесло то известие, что вы хотите от меня избавиться. Я принадлежу к категории тех людей, которые добро долго помнят. Во время немецкой оккупации Организация (ОУН) спасла меня от смерти, почему же я должен быть ей неблагодарным и не помогать повстанцам строить Украину? Я верю, что себя не посрамлю, а вам могу не раз пригодиться” (ДА СБУ, спр. 376, т. 66, арк. 500-501). 23 января 1946 года к госпиталю приблизилась спецгруппа войска НКВД. Легкораненные начали отступать, а здоровые начали выносить тяжелораненных из бункера. За этой работой застали их первые выстрелы. Тогда погиб доктор ”Кум”, поручик ”Клименко” и 12 человек медперсонала и раненых. Девятерым отступающим удалось спастись. ”Доктор “Кум”, – по словам автора воспоминаний, – сдержал слово. Он не посрамил ни себя, ни УПА”.

Источник: «Корни», № 25 (январь-март 2005 г.), Москва-Киев, стр. 133-141.

*****

В апреле 2008 года на общественных исторических слушаниях «Евреи в украинском освободительном движении», проводившихся СБУ совместно с Украинским институтом национальной памяти, историк В.Вьятрович заявил о том, что жена Романа Шухевича Наталья в сентябре 1942 — феврале 1943 года прятала у себя соседскую девочку-еврейку Ирину Райхенберг.. Роман Шухевич помог с изготовлением для девочки новых документов на имя украинки Ирины Рыжко, по которым она значилась дочерью погибшего офицера Красной Армии, и что после того, как Наталья Шухевич была арестована гестапо, Роману Шухевичу удалось переправить девочку в сиротский приют при женском грекокатолическом монастыре василианок в Пилипове, близ местечка Кулыкив — в 30 км от Львова. Информация стала известна только в 2008 году после обнародования материалов архива СБУ.

"Движение украинских националистов не было антисемитским. Бандеровские лидеры спасали евреев в годы Холокоста и сражались вместе с ними в рядах Украинской Повстанческой армии (УПА)», – заявил историк В.Вьятрович, на основании рассекреченных архивов КГБ.

*****

П’ять копійок: Хотелось бы отметить, что политтехнология «разделяй и властвуй» является излюбленным приемом Московщины, собственно Российской империи, СССР и сегодняшней Российской псевдо Федерации. Москва всегда стравливала и стравливает по сей день кавказские народы друг против друга, чтобы властвовать над этим регионом. Было и есть искусственное стравливание татар и башкортов. Из этой же серии миф об антисемитизме украинцев. Хотя на самом деле, именно имперская Москва исповедовала скрытую (бытовую), а иногда не прикрытую махровую юдофобию. Вспомните хотя бы лозунг «Бей жидов – спасай Расею!».

Разумеется, черные страницы двусторонних взаимоотношений существуют у большинства народов мира. Но, в 21 веке глупо пенять на фобии к какой-либо национальности. Исключения составляют существующие по сей день империи, в т.ч. и Российская Федерация.

http://www.cenzoriv.net/index.php?name=news&op=readfull&news=3724

Поэзия в концлагерях

В 1978 г. в Израиле «Центром исследования тюрем, психтюрем и концлагерей СССР» был издан сборник «Поэзия в концлагерях». Составитель Авраам Шифрин. Раздел украинской поэзии в нём представлен  без переводов на русский язык. В 2010 г. редактор этого сборника, вдова Авраама Шифрина – Элеонора Шифрин –Полтинникова  осуществила второе дополненное издание этого сборника в Иерусалиме. Получив от нее в подарок этот сборник, я с ее позволения сделал переводы.

ИВАН СВЕТЛИЧНЫЙ

ШМОН*

                               Ищие и обрящете.

                              (Святое Писание)

Стою – в чём мать меня родила:

Без  трусиков, без панталон.

Точнёхонько, как Аполлон,

Безликий. А сержант без мыла

Полез мне в рот и афедрон**.

Следит, зараза, чтоб бацилла

Антирежимности не свила

Гнезда крамолы. Шмон есть шмон.

Сержант шмонает* по порядку

Заплатку каждую и складку,

И каждый рубчик, каждый шов,

Штаны, трусы – всё из вещей,

Словно, пардон, он ищет вшей,

Да чёрта лысого нашёл!

*Шмон(феня) – обыск, шмонать – обыскивать .

**Афедрон(греч.)  - задница (одно из значений).

ВЕЧНЫЙ ШМОН

Не ты, сержант, меня шмонали,

Ты против них  - сопляк и тля,

Спецтренировки шнобеля*

Вынюхивали криминалы.

Редакторы – режима псы,

И с ними цензоры – шакалы,

Не в заднице, в мозгах искали,

Еще аматоры** красы.

В гражданском… Только зря, однако.

Собачий труд под хвост под хвост собакам.

Нет там бациллы ни черта,

Зря нас на понт берут*** умело.

Вдруг скажут: «Тёмное тут дело,

Слать некуда, - тюрьма пуста».

*Шнобель (феня) – нос, как правило  - большой, от идишского существительного шнобл, буквально нос, клюв.

**Аматор - любитель ( лат. amator, от лат. amo — люблю, благоволением, имею склонность) — непрофессионал.

***Брать на понт (феня) - действовать по отношению к кому либо обманом, хитростью, угрозами.

МОЯ СВОБОДА

                              Дайте мне свободу

                            Или дайте мне умереть.

Свободу быть готовым к бою,

Свободу честности в бою,

Любить лишь то, что сам люблю,

А не подсказано тобою.

Свободу за любовь мою,

Пускай расстаться с головою,

Но всё же быть самим собою

Не променяю на твою.

С лакейством, нищетой и ленью,

Вертляво грязную, как деньги,

Свободу хама, холуя

Несу из-за решёток в суд.

Свою не дам, не отберут.

Пусть сдохну, а она – моя.

ИРИНА СЕНЫК

***

Лица квадратны,

Шали красны.

Мчатся  по нашим

Сердцам скакуны.

По нашим сердцам

Копыта, копыта…

Твердят, наша правда

В Тайшетах зарыта,

Твердят, наша правда

В Мордве и в Норильске.

А тут ежедневно

Насилье, убийства.

Палачи Шевченко,

Косынки и Курбаса*

Клеймом на их лицах

Позорные ужасы.

*Косынка Григорий (1901-1934), Курбас Лесь (1887-1937) – украинские литераторы, репрессированные и погибшие в сталинских лагерях.

ЕВГЕНИЙ СВЕРСТЮК

И ВНОВЬ ЭТА КАМЕРА

И вновь эта  камера и стены нелепые,

И вновь пятно на сырой стене,

И кислозастойный запах, как в склепе,

Тошнотно где-то висит на дне.

И  за голым окошком вокруг

Возвращается тёмный круг.

Вновь эта лампа, холод постылый,

Из угла в угол ночью и днём.

Где-то житейское море застыло

И занемело жирным пятном.
И вас пронзает насквозь собою

Время – самое в нас дорогое.

Драма закончилась и померкла.

Кто тут выиграл, кто проиграл?

И на заплёванной лестнице в пекло

Кто-то разбитый фонарь украл.

И  превращается крови дурман

Просто в холодный туман.

Желтая камера, желтые стены,

Желтая лампа и желтые сны.

Вянет память про белые тени

И зелёные ветры весны.

Тяжесть испепелённых дней –

Как холодный кристалл на дне.

***

Далека, одинока - вот ужас,

В  целом свете одна,

Дни и ночи, в жару и стужу

Летит ко мне птицей она.

Как песнь в колыбели близка,

Как праздник волынский тиха.

Готова всегда на страдание.

На горе, боль и утраты,

Последнее отдала бы мне,

Терпела б сама стократно,

Чтоб счастье меня ласкало,

Чтоб зло  меня миновало.

Однако в бессонные ночи все,

Когда гудят руки и ноги,

Гнетут её сны-пророчества

О  ждущей тернистой дороге.

Что я не такой, как все люди,

И счастья мне в жизни не будет.

И на коленях в молитве,

Страдалица и святая,

От всех невзгод защитить меня

Она небеса умоляет.

А после свои заботы

Топит в вечной работе.

Разогнаны тучи темные,

Ложатся в тюремные сны,

Но мне так милы обломки их –

То образ её меж них.

Что, только страданья без края?

Бессмертна любовь – я знаю.

ВАСИЛИЙ СТУС

БЛАЖЕН

Блажен, кто потерять умеет,

Когда приходит час утрат,

Чтоб жить надеждою своею

И вырастить её стократ.

Ведь белый свет, он вечно белый,

Он добр, а не на оборот,

Хотя ты в нём лишь сын несмелый,

Кого прошиб цыганский пот.

Поскольку жизнь твоя – полёт,

И в нём спасенья жребий  твой,

Суть – что поэт в тебе живёт,

А остальное – перегной,

Что кормит корень. Золотеет

Под осень яблоневый сад.

Блажен, кто потерять умеет,

Когда приходит час утрат.

***

Как славно то, что  смерти не боюсь я,

Не спрашиваю, тяжек ли мой крест.

Не кланяюсь, не льщу лукавым  судьям,

В предчувствии недобрых дальних мест.

Что жил-любил и не набрался скверны,

Проклятий, злобы, навыков зверья.

Народ мой! Я вернусь к тебе, наверно,

И в смерти обернулся к жизни я.

Своим незлым обличьем и страданьем,

Как сын, тебе я низко поклонюсь,

С  тобой мы честно встретимся глазами

И я с землёй родною породнюсь.

***

 Небо надо мной  синее взгляда,

А  земля, могилою черна,

Обнимает душу. Так и надо,

Лопнула последняя струна,

Перенатянувшись  ожидая.

Хватит, нет терпенья. Твой конец

Просит тебя, учит, умоляя,

Сгинуть, если можно, наконец.

Будет пусто пусть, что не прожито,

Что ж, теперь со смертью брак мне люб,

Ведь не всходит на каменьях жито

И сухой не расцветает дуб.

***

Неужто народился ты на свет,

Чтоб в камеру заглядывать мою?

И интереса к жизни своей нет?

Дорогу жизни уж познал свою

В том страшном, люциферовском труде,

Где никуда от мук  людских не деться?

Стоишь ты в моей скорби и беде,

Своим несчастьем полнишь моё сердце.

 http://eholit.ru/news/691/