Дело Ржавина.

Борис Федорович Ржавин, работающий пенсионер, находившийся на больничном, лежал под одеялом и почти уже уснул, когда около половины одиннадцатого вечера раздался звонок в дверь. За порогом стояли двое незнакомых мужчин и его племянница. Пенсионер открыл дверь, еще не подозревая, что с этого момента начинаются его злоключения. Мужчины, один из которых сказал, что он из отдела милиции, предложили ему выйти на площадку, Ржавин, повинуясь, вышел, в нижнем белье и босиком. В подъезде ему сообщили, что поступил сигнал: в квартире его племянницы, с которой он находится в неприязненных отношениях, разбили окно. В этой связи Ржавину предложили проехать в Заречный отдел милиции.

И как только Борис Федорович ни убеждал милиционеров, что болен, что у него обострился остеохондроз, и он весь день не выходил из дома, сотрудники правоохранительных органов ему не поверили. Отказавшись пройти в квартиру пенсионера, чтобы обсудить все вопросы в тепле, один из визитеров захлопнул дверь квартиры, и замок защелкнулся. А ключи, соответственно, также остались в закрытой квартире. 

На очередное приглашение проехать в отделение милиции пенсионер заметил, что он вроде как только в нательном, а на улице не май месяц, все-таки зима. Конечно же, «добрые» милиционеры не могли позволить пожилому человеку, хоть и подозреваемому в столь тяжком преступлении, как битье стекол, замерзнуть в мороз на улице. Поэтому они отправили племянницу-заявительницу к соседям за теплой одеждой, а именно, домашними тапочками, в которых пенсионера, предварительно скрутив руки, вытащили на улицу и погрузили на заднее сиденье легкого автомобиля. К слову заметить, пока мужчину спускали по лестнице, тапочки с него все-таки слетели.

По дороге до Заречного ОМ УВД г. Йошкар-Олы, проезжая мимо Сосновой рощи, один из милиционеров стращал «преступника» тем, что его оставят в лесу на снегу замерзать, если он не покается. В лесу его, правда, не оставили, а довезли-таки до конечного пункта, отделения милиции, где еще долго пытались заставить пенсионера сознаться и подписать объяснение. Подписывать гражданин Ржавин ничего не стал. Может, конечно бы, в конце концов и смирился бы со своей участью и, запуганный, написал бы все, что от него требовали, вот только незадача – очки дома забыл.

Видимо, поняв, что ничего толком от задержанного не добьешься, милиционеры разрешили ему отправиться домой. Но вот уж удивительно, Борис Федорович своему освобождению почему-то не обрадовался. Ночь, зима, мороз -21, без гроша в кармане, да, собственно, и без карманов, в одном нижнем белье... Словом, не грела мужчину мысль идти домой пешком через весь город.

В конце концов, кто-то добрый позвонил жене Ржавина, которая в эту ночь находилась на дежурстве, чтобы она забрала своего многострадального супруга из отделения милиции. На такси, которое ему потом пришлось оплатить, Борис Федорович добрался до работы жены, и вместе они поехали домой.

О десятилетних мытарствах Бориса Ржаваниа в поисках правды можно узнать из процессуальной истории, публикуемой ниже, отметим, что справедливости в родном государстве ему добиться не удалось и по его делу была направлена жалоба в Европейский суд по правам человека.

Российская Федерация все же была вынуждена признать, что к Ржавину действительно применялось бесчеловечное обращение, он был незаконно лишен свободы, а следственные органы при прокуратуре не провели должного расследования по этому факту, и 25 ноября 2010 года Борис Федорович согласился отозвать свои претензии к Российской Федерации и заключил с государством мировое соглашение, согласно которому оно выплатило ему компенсацию 12 000 евро.

Процессуальная история:

Ржавин Б.Ф. обратился в прокуратуру г. Йошкар-Олы с жалобой на неправомерные действия сотрудников Заречного ОМ УВД г. Йошкар-Олы.

2 февраля 2002 года следователь прокуратуры г. Йошкар-Олы по жалобе Ржавина Б.Ф. вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

9 апреля 2002 года Ржавин Б.Ф. обратился с жалобой на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела к прокурору Республики Марий Эл.

23 апреля 2002 года начальником отдела по надзору за расследованием уголовных дел прокуратуры Республики Марий Эл, жалоба Ржавина Б.Ф. удовлетворена, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 02 февраля 2002 года отменено.

6 мая 2002 года следователь прокуратуры вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

29 июля 2002 года следователем прокуратуры вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по жалобе Ржавина.

3 июля 2003 года в Йошкар-олинский городской суд подана жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 29 июля 2002 года.

В июле 2003 года Йошкар-олинским городским судом жалоба Ржавина удовлетворена, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела признано незаконным и необоснованным.

18 августа 2003 года следователь прокуратуры г. Йошкар-Олы вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

10 марта 2004 года в Йошкар-олинский городской суд подана жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

30 марта 2004 года судьей Йошкар-олинского городского суда жалоба Ржавина оставлена без удовлетворения.

8 апреля 2004 года в Верховный суд Республики Марий Эл подана кассационная жалоба на постановление Йошкар-олинского городского суда от 30 марта 2004 года.

19 мая 2004 года кассационным определением Верховного суда Республики Марий Эл постановление Йошкар-олинского городского суда от 30 марта 2004 года, отменено, материалы дела направлены на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.

7 июня 2004 года постановлением судьи Йошкар-олинского городского суда постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 18 августа 2003 года признано незаконным и необоснованным.

17 июня 2004 года помощником прокурора г. Йошкар-Олы в Верховный суд Республики Марий Эл подано кассационное представление на постановление Йошкар-олинского городского суда от 07 июня 2004 года.

26 июля 2004 года кассационным определением Верховного суда Республики Марий Эл, кассационное представление оставлено без удовлетворения.

11 августа 2004 года следователем прокуратуры г. Йошкар-Олы вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

18 октября 2004 года в Йошкар-олинский городской суд подана жалоба на постановление  об отказе в возбуждении уголовного дела от 11 августа 2004 года.

10 ноября 2004 года постановлением судьи Йошкар-олинского городского суда постановление об отказе  возбуждении уголовного дела признано незаконным и необоснованным.

27 ноября 2004 года следователем прокуратуры г. Йошкар-Олы вынесено постановление об отказе в возбуждении головного дела.

21 февраля 2005 года в Йошкар-олинский городской суд подана жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 27 ноября 2004 года.

3 марта 2005 года постановление судьи Йошкар-олинского городского суда жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела оставлена без удовлетворения.

11 марта 2005 года в Верховный суд Республики Марий Эл подана кассационная жалоба по постановление Йошкар-олинского городского суда от 03 марта 2005 года.

6 апреля 2005 года кассационным определением Верховного суда Республики Марий Эл постановление Йошкар-олинского городского суда от 03 марта 2005 года, отменено, материалы дела направлены на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.

28 апреля 2005 года постановлением судьи Йошкар-олинского городского суда жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 27 ноября 2004 года, удовлетворена.

10 июня 2005 года следователем прокуратуры г. Йошкар-Олы вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

8 августа 2005 года заместителем прокурора г. Йошкар-Олы, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 10 июня 2005 года, отменено, материал направлен на дополнительную проверку.

18 августа 2005 года следователем прокуратуры г. Йошкар-Олы вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

26 сентября 2005 года в Йошкар-олинский городской суд подана жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 18 августа 2005 года.

13 октября 2005 года в судебном заседании выяснилось, что постановлением заместителя прокурора г. Йошкар-Олы, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 18 августа 2005 года, отменено, материал направлен на дополнительную проверку.

24 ноября 2005 года следователем прокуратуры г. Йошкар-Олы вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

9 февраля 2007 года в Йошкар-олинский городской суд подана жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

15 февраля 2007 года постановлением судьи Йошкар-олинского городского суда жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела оставлена без удовлетворения.

22 февраля 2007 года в Верховный суд Республики Марий Эл подана кассационная жалоба на постановление Йошкар-олинского городского суда от 15 февраля 2007 года.

9 апреля 2007 года кассационным определением Верховного суда Республики Марий Эл кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, постановление Йошкар-олинского городского суда оставлено без изменения.

В 2007 году Комитет против пыток направил по этому делу жалобу в Страсбургский суд. Весной 2010 года Европейский суд приступил к рассмотрению этой жалобы по существу и задал властям Российской Федерации ряд вопросов. Россия признала факт нарушения сразу трех статей  Европейской Конвенции и предложила заявителю заключить мировое соглашение, выплатив ему компенсацию в размере 12 000 евро. Данная информация содержалась в Меморандуме за подписью Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека – Заместителя Министра юстиции РФ господина Матюшкина. В документе было указано, что к Ржавину действительно применялось бесчеловечное обращение, он был незаконно лишен свободы, а следственные органы при прокуратуре не провели должного расследования по этому факту.

25 ноября 2010 года Борис Федорович согласился отозвать свои претензии к Российской Федерации и заключил с государством мировое соглашение, согласно которому оно выплатило ему компенсацию 12 000 евро.

Дело находилось в совместном производстве РОО «Человек и Закон» и МРОО «Комитет против пыток»