В Беларуси две основные церкви: РПЦ и католическая. Местная православная церковь входит в состав РПЦ. В начале 1990-х гг. Здесь раздавались заметные голоса в пользу создания своей белорусской церкви, независимой о Москвы. Мол, "почему белорусы должны ходить в русскую церковь?" Потом эти голоса поутихли, как и антироссийская и прозападная оппозиция в целом. Однако назначение из Москвы нового настоятеля белорусской церкви митрополита Павла снова подстегнуло настроения в пользу своей православной организации. За этим стоит простая политическая логика: независимому государству должна соответствовать и самостоятельная церковь. Однако противники этой позиции указывают на следующие противоречия в этом тезисе. Во-первых, православная церковь дистанцируется от этнических границ, ссылаясь на тезис Христа: " ни эллина, ни иудея". Мол, это наднациональная организация. Во-вторых, прозападные сторонники самостоятельной православной церкви как-то обходят стороной вопрос о таком же наднациональном характере и католической церкви. В-третьих, слово "русская" с давних времен обозначает принадлежность не к русским, а ко всем восточно-славянским народам.


РПЦ в Беларуси, как и в России, тяготеет к диалогу и сотрудничеству с государством. Правда, если в России президент и премьер публично демонстрируют в праздничных храмах свою богобоязненность, то Лукашенко не снизосходит до мимикрии. Он признается в своем атеизме, что не мешает ему поддерживать церковь, исходя, видимо, из политических соображений. Отсюда и самоидентификация, которую он как-то обнародовал: "православный атеист". С одной стороны, это дает местной РПЦ немало материальных преимуществ. При явной поддержке государства здесь восстанавливаются или строятся заново православные храмы. Так, центр Витебска в последние годы заблистал куполами. Современные жители города увидели церкви, которые, как говорят, были во времена их бабушек и прабабушек. Лукашенко этим убил двух зайцев: и укрепил поддержку себе со стороны православных, и превратил центр города в туристическую достопримечательность.


Правда, внимательное разглядывание воссозданных церквей наводит на вопрос: а почему они так сильно отличаются от традиционной православной архитектуры, в то же время напоминая формы католических храмов?


Униатскую церковь здесь в стародавние времена разогнали, а теперь уже (в отличие от Украины) и не воссоздают.

Оригинал