Уже писал год назад о поразивших меня "одобрительных письмах". Но за год френдов стало раза в два больше, может, кто-то из новых о них не знает. К тому же получилось, наконец, "одобрение" сфотографировать - оно написано крупными разборчивыми буквами, а предыдущие были плохо читаемы даже на бумаге, а на экране тем более.

Что это за штука - "одобрение", или "одобрительный приговор". Когда крестьянина лишали права голоса, или отправляли на высылку, решение принимали немногие, но активные - комитеты бедноты, правление. Подавлющая часть сельчан (в том числе и бедняки с батраками) пыталась репрессируемого защитить, собирая подписи под "письмами одобрения" - одобрения не репрессии, а репрессируемого. Они за него ручались, они доказывали, что на самом деле это уважаемый человек, который помогал беднякам, и т.п.

Власть на эти письма, как правило, клала с прибором (впрочем, и сейчас она делает то же самое с множеством подписей, собранных в интернете по самым разным поводам), но эти письма ломают привычную схему - не беднота как таковая осуществляла раскулачивание, а лишь небольшая (но зато настырная и злобная) её часть.

Ну вот, примерно так выглядело типичное письмо одобрения (ГАКК. ф. Р-1748 оп. 1. ед.хр.215, л. 11, 11об)


Источник