На обсуждение в новостную ленту «7x7» выставлен материал "С чистого стоп-листа, или Информационный консерватизм", автор которого высказывает достаточно популярную в оппозиционных кругах точку зрения о том, что нынешняя власть стремится всеми силами задавить распространение информации, усложнить ее, ограничить.

Разумеется, любые политики, особенно авторитарные, стремятся воздействовать на общественное мнение, дискредитировать своих оппонентов и максимально увеличить уровень своей поддержки. Вот только методы совершенно другие. Сейчас не конец 70-х годов, когда охотились за самиздатом, контролировали поток книг из-за границы, поголовно устраивали разносы на партсобраниях за рассказанный анекдот. 

Нынешняя власть умнее, она нанимает дорогих пропагандистов внутри страны и на Западе. Все более-менее соображающие люди (хотя да, дураки тоже есть) в администрациях уже давно поняли, что главный пиар-инструмент для критических текстов и деятелей — это неадекватное ответное давление. Сколько бы человек прочитали коммент Саввы Терентьева, если бы не было уголовного дела? 

Сегодняшняя информационная стратегия власти совершенно другая: забить информационный поток всяким хламом, всякими мерзостями, чтобы малообразованным в нем было не разобраться, а особо чувствительные в принципе в него не лезли.

Проблема не в том, что власть отрубает доступ к информации. Проблема в том, что общество не умеет ее фильтровать и делать корректные выводы. Пользователей интернета десятки миллионов, а какие показатели посещаемости у "7x7", "Красного знамени", да и у Новой Газеты с The New Times? Много ли читателей реагирует на разоблачения, которые мы и другие наши коллеги публикуют? Что сделала власть, чтобы не позволить рядовому учителю из сыктывкарской школы найти пост Прокушева по очередную коррупционную закупку?

 

Автор вышеупомянутого текста пишет, что технология власти — ограничить количество комментов, я же вижу другую технологию — нанять кучу спамеров и забить контент. Или вытащить из небытия самых мерзких троллей и поднять их на информационные знамена, как псевдоглашатаев общества (Мизулина, Милонов — фед.уровень; Рзаев, Соколова — Коми).

 

В связи с чем миссия ответственных журналистов — обучать общество выделять важное, а не реагировать на медиапровокации.

 

Впрочем, я мог не писать этот текст, а лишь запостить комикс художника и блогера Стюарта Макмиллена (Stuart McMillen) по тексту из книги Нейла Постмена, который показывает различия между двумя наиболее значимыми антиутопическими романами прошлого века: «1984» Джорджа Оруэлла и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли (хотя и с некоторыми передергиваниями последнего).