В № 10 журнале «Новый Мир» за 1995 г. была опубликована любопытная статья за авторством политика, депутата Госдумы РФ, А. Н. Грешневикова «Сводки с лесного фронта». Мое внимание привлекло вступительное слово Юрия Михайловича Кублановского к ней, в которой он поддерживает позицию автора статьи. Статья написана давно, но изложенные в ней проблемы имеют место и в наши дни.

               Речь идет об отношении к природе в современной России, о восприятии зарубежным предпринимательством нас, как сырьевой колонии, в которой им интенсивно осваиваются не только нефть и газ, но и лес, как сырьевой ресурс.

               Вспомним историю появления лесов.

               Древнейшие наземные растения – гигантские хвощи и плауны высотой свыше 7 метров – появились на Земле миллионы лет назад. Упавшие стволы и листья не разлагались, а накапливались в виде торфа. Последний перекрывался илистыми и песчаными отложениями и в конечном итоге превращался в каменный уголь. В течение мезозойского периода облик Земли постепенно принимал привычный нам покрытый лесами вид.

               Первым организатором лесного хозяйства в России был Петр Первый. Великий император установил государственное регулирование лесного дела, определил заповедные леса, запретил рубку ценных корабельных пород деревьев, описал лесные ресурсы. Уже в 18 веке был издан Свод всех законов о лесе – основа современного лесоводства.

               Так сложилось, что до 1917 года 50% всех лесов находилось в государственной собственности, а 50% - в частной, и от продажи лесопродукции, в целом, государство не несло убытков. В тот период успешно решались задачи: охрана леса от истребления; извлечение наибольшего дохода; умножение лесов на территориях, в нём нуждающихся.

               Но в зависимости от политической и экономической ситуации в России эти задачи решались по-разному. Так, индустриализация страны принесла урон в развитии лесного хозяйства. Позднее экономическая политика и реформы А. Косыгина стабилизировали отрасль и производство.

               В 90-е годы по ельцинскому плану приватизируется большая часть лесной промышленности. Рыночная экономика диктует свои законы: леса принадлежат государству, но их использование и переработка – в руках бизнес-структур. Неоднократно обновлялся Лесной кодекс. Стратегия развития лесной промышленности и лесного хозяйства на период до 2020 г. разрабатывалась на всех уровнях. Управление лесным фондом осуществлялось на федеральном, региональном, территориальном уровнях. Например, Рослесхоз – региональный (краевой, областной) Комитет лесов - лесничества. Бизнес от государства получал все, что было закреплено законодательно.

               Как это «работает» – отражено в статье А. Н. Грешневикова.

               Прочитав статью, можно сделать вывод, что наши леса принадлежит не народу России, но, кому-то другому. Качественная древесина вывозится за пределы страны, но нужды внутреннего рынка едва-ли удовлетворяются полностью. На территории России действует множество совместных с зарубежными государствами предприятий. Подразумевается, что, по условиям договоров, сторона, вырубающая лес, должна обеспечивать восстановление этих лесов, развивать инфраструктуру района. На деле получается не всегда так. Рыночная вакханалия, не иначе. В итоге наши потомки могут получить в наследство поверхность суши, напоминающей «лунный ландшафт», а гигантские хвощи и плауны никогда не возродятся на нашей планете.