В Госдуму внесены проект закона и поправки в Уголовный Кодекс о запрете пропаганды сепаратизма, согласно которого будут наказывать " за распространение взглядов. идей, призывов и агитации с целью поставить под сомнение территориальную целостность РФ". Наказание суровее, чем  за убийство, до 20 лет. Это за слова, за мнение. 

Более провокативной идеи трудно себе представить. Фактически воссоздается аналог знаменитой 58-й статьи УК СССР "антисоветская агитация и пропаганда". Как видим, Советский Союз это не спасло. Возглавили распад не те, кто сидели в лагерях "за распространение идей". а первые секретари рескомов союзных республик,( и автономных тоже были не прочь). Проект напоминает установку тех же самых граблей.

Закон о запрете пропаганды сепаратизма вводит цензуру, покушается на свободу слова. А как определить, где призыв к сепаратизму, а где мнение? Если кто-то скажет, что Россия распадется, он делает прогноз или призыв? Или какой-то аналитик напишет доклад о проблемах связанных с территориальной целостностью страны, как это должны оценить правоохранители? Что, нельзя при этом употреблять те или иные слова? Тогда пользоваться словами-аллегориями подобно Салтыкову-Щедрину?

Если уж наказывать по этой статье, то первым в "тюрягу" следует упечь не кого-нибудь, а самого "верного из вернейших союзника и друга" России, президента Белоруссии Александра Лукашенко, предложившего Калининградскую область отнять у России и передать Белоруссии. 

Наверняка, одна из причин инициативы -- это реакция квасных патриотов-"держиморд" на слова публицистки Евгении Альбац с призывом отделить Сибирь от России. Нелепо судить за слова, это только привлечет к ней внимание, она станет гонимой и популярной, а идеи получат большую поддержку в обществе.  

Склеить расползающуюся империю репрессиями дело неблагодарное. Удержать территориальное единство можно только на основе гибкости во взаимоотношениях центра и регионов, в большем учете интересов субъектов  федерации, регионов, национальных образований. Это прекрасно учли на Западе. В канадской провинции Квебек несколько раз проводили референдумы о независимости и сепаратисты не достигли цели может потому, что центральная власть пошла на уступки. В Шотландии в следующем году пройдет референдум. Чехия и Словакия мирно разошлись и никто не твердит о катастрофе. А Милошевич отказался мирно урегулировать споры и привел Югославию к войне.  

Один из сторонников проекта среди депутатов  сказал, что сепаратизм -- спящий медведь, поэтому мол и надо преследовать за подобные взгляды. Сравнение неудачное. Медведь ложится в берлогу и встает оттуда исходя из времени года, погодных и климатических условий, причем циклически. А я бы сравнил это прожектерство с болезнью, загнанной вглубь организма. Болезнь развивается, но внешне это не видно, поэтому и не принимаются меры по лечению. Так как категорически запрещен диагноз.  А когда болезнь прогрессирует до критической точки, ничего уже поделать нельзя. Разрушение приобретает обвальный характер. 

В Италии существовала сепаратистская  Лига Севера, выступающая за отделение северных областей от страны. Партия проходила в парламент, набирала хорошие проценты, занимала вторые-третьи места, даже привлекалась в правящую коалицию, но единство Италии это не подорвало.

Принимая закон, российская власть как будто на принтере штампует  новый список врагов. Врагами являются инакомыслящие, оппозиционеры, правозащитники, иностранные агенты... А теперь вне закона объявлены  сепаратисты. Даже те, кто сочувствует им. 

Но на Западе, сепаратист -- законопослушный гражданин со всеми политическими правами.  

Запрет на сепаратистские высказывания в России, на публикацию аналитических материалов, на критику региональной политики российских властей создаст иллюзию у власть предержащих, что в этой сфере политической жизни в стране все в порядке, будут допускаться грубые ошибки, возможно повторяющие советские и это внутренне лишь ослабит центростремительные силы, подорвет доверие к центру и сделает вероятным распад Российской Федерации.