Занимаясь профессионально историей, многократно сталкиваешься с тем, что современники очень неверно и несправедливо оценивают роль и значение какого-либо государственного деятеля. Это совсем не редкость. Но и на таком привычном фоне фигура Анатолия Чубайса выступает исключением. Вернее, он – своеобразный рекордсмен в этом. На мой взгляд, очень мало кто так много сделал положительного для России в самое трудное для нее время, и – заслужил за это абсолютно отрицательную славу в народе. Его имя обросло мифами, стало нарицательным, стало символом всего плохого, что принесла  Перестройка. Обыватели его люто ненавидят (правда, толком часто не могут объяснить – за что). Как и положено всем мифическим персонажам – слава о нем переходит из поколения в поколение: молодежь не захватила период пика его государственной деятельности, но совершенно точно знает от бабушек и родителей, что Чубайс – это исчадие ада и причина всех бед.

Я отлично понимаю, что с мифами бороться рассуждениями и информацией – бесполезно, потому что это – предрассудок. Понимаете, я обращаюсь к рассудку, а это ПРЕДрассудок, т.е. он живет совсем в другом месте человеческого организма и с рассудком не дружит и не пересекается. И тем не менее пишу именно для молодых, которые, возможно, еще не настолько зазомбированы и смогут воспринять новую для них информацию.

Новизна для них будет заключаться уже в том, что Гайдар проводил реформы всего менее года: со 2 января по декабрь 1992 года. А потом реакционный Съезд Советов поставил премьером своего человека – «крепкого хозяйственника» Черномырдина. И реформы были свернуты. Черномырдина трудно назвать либералом и реформатором. Эксперты тогда дружно говорили, что экономика и страна страдает не от реформ, а от непоследовательности, от «недореформирования». Реформы приостановили, решив преодолеть пропасть в два прыжка. Конечно же – провалились.

Говорят, что наша экономика и страна были на краю катастрофы. Отнюдь. Когда председатель Центробанка Геращенко начал обильно печатать деньги – с мая 1992 г. и Черномырдин остановил реформы – катастрофа уже состоялась. Я это сужу по одному очень важному признаку. Жизнь экономики, как любая жизнь – это движение, в виде товарно-денежного обращения. Деньги как кровь движутся по артериям хозяйственного организма. А в России деньги перестали выполнять свои функции, они обесценились и выпали из оборота. Строго говоря, организм тем самым был обескровлен и уже скончался. Агония продлевалась бартером. За деньги уже никто ничего не отдавал. Воцарился прямой товарообмен: я тебе трубы – ты мне цемент, я тебе кабель – ты мне прокат. От денег отказались полностью. Это был откат даже не в средневековье, а в эпоху варварства и дикости, когда человечество еще не придумало всеобщий эквивалент – деньги. Изобретались многоходовые, многоступенчатые схемы, потому как часто ваш товар был нужен тому, в чьем товаре вы не нуждались. Ясно, что так долго продолжаться не могло. Неминуемо должен был наступить полный коллапс. Но никто не видел никакого выхода. И никто ничего не делал для возвращения российской экономики к цивилизации. Правительство не знало, как выйти из этого губительного порочного круга. Всё – Россия кончилась.  

  

И тут председатель РАО ЕЭС – руководитель всей нашей энергетики Анатолий Чубайс начал единоличную битву с этим страшным многоголовым Чудовищем – Бартером, который уже приканчивал нашу экономику. Всем потребителям энергии было объявлено, что РАО ЕЭС будет терпеть бартер только на три четверти, т.е. 25% платежей нужно вносить деньгами. «Че-е-его!!!  - возмутились хозяйственники. - Какие деньги?! Где тебе я их возьму? Мы про них уже забыли!» И не стали платить в денежном выражении. Причем в массовом порядке: созванивались между собой, полоскали имя Чубайса и злорадно глумились над ним: что он будет делать. Но…. не на того напоролись. Рыжий по упрямству и настойчивости мог дать любому фору. Чубайс взялся за рубильник: начались веерные отключения неплательщиков. Что тут началось!!! Чубайс стал врагом номер один абсолютно всех хозяйствующих субьектов. Многие всерьез думали его заказать: останавливались предприятия, росли убытки, стояли заводы. На Чубайса наезжало Правительство, но он упорно держался за рубильник. Были случаи вооруженного захвата подстанций: шла маленькая гражданская война. Но – делать нечего, Чубайса не переупрямишь, начали изыскивать деньги. Теперь все контрагенты тоже стали требовать друг с друга 25% расчетов в денежной форме: при этом извинялись «мне же с Чубайсом надо рассчитываться – сам понимаешь». И тоненькая струйка денег снова стала струиться по пересохшим артериям хозяйственного организма: энергия-то была нужна абсолютно всем без исключения. Только-только освоились в новых условиях, навязанных Чубайсом – он пошел дальше: потребовал 50% платежей вносить в денежной форме. Начался второй акт войны всей экономики против Чубайса, но он держался, беспощадно отключая непослушных потребителей от источников энергоснабжения. Во всех кабинетах это имя произносили только с матами и бешеной злобой в голосе. Забыв про Бога, призывали всякие несчастья на его голову. Но ведь без электроэнергии ничего не сделаешь в наше время – нашли и 50% денег. Дальше читателю уже ясно: Чубайс продолжал «наглеть»: потребовал 75% денег, а потом и все 100%. Уверен, что в этот период это был самый ненавидимый человек в стране. А на самом деле, он ОДИН сделал невозможное: возродил деньги в России, восстановил товарно-денежное обращение, спас экономику. Это более, чем подвиг. Найдется ли в России хоть кто-то, сопоставимый с Чубайсом по роли в деле спасения нашей экономики? Складывайте на другую чашу весов десятки имен хозяйственников, внесших позитивный вклад в наше народное хозяйство, – тяжеловес Чубайс их всех перетянет.

Но он оказался в положении хирурга, который проделал спасительную операцию, но причинил пациенту при этом боль. И выживший пациент проклинает его за ту боль, забыв, что обязан ему жизнью.

P.S. И теперь уж совсем не для слабонервных ненавистников Чубайса припишу. Когда меня спрашивают, а кого ты видишь вместо Путина президентом, я отмалчиваюсь: щажу нервы собеседника, он ведь думает, что задал очень трудный вопрос. Мне-то давно ясно, что с ролью президента России лучше всех бы справился именно Анатолий Чубайс. Это я вполне серьезно, а не просто, чтобы поддразнить своих штатных оппонентов. Конечно, немыслимо, чтобы его избрали на выборах, это я понимаю. Но, земляки-россияне, сограждане – это наш шанс, наш исторический шанс. Я действительно не вижу  в России фигуры, которая смогла бы выполнить наитяжелейшую задачу: расчистить авгиевы конюшни коррупции, выстроить эффективное управление, добиться правосудия, создать благоприятный инвестиционный климат, возродить экономику и пр. и пр. Но почему-то россияне не хотят этого: каждому из шариковых он, якобы, что-то не додал при приватизации, а они уже губы раскатали, размечтались о богатстве… ВСЕ хотели разбогатеть, но так ведь не бывает… 

http://blog.bk55.ru/?p=6311