Александр Мень сделал интересное замечание в своей книге "Сын Человеческий". Апостолы и все, кто следовал за Христом, ожидали от него милости для тех, кто веровал и был предан Ему как Спасителю и кары для тех, кто как-то сопротивлялся Мессии. Они ждали что Христос приблизит их к Себе, когда станет царствовать над миром и покарает всех хулителей и гонителей, всех тех, которые как-то унижали, как-то гнобили, гнали, лгали. А что они получили в замен? 


Христос не просто не стал царем над земле, мало того, Он загремел в тюрьму, где его унижали, где над ним издевались публично, пытали и потом казнили. Облом. Жестокий облом. Апостолы разбежались. У креста распятого Царя всей Земли сидели несколько женщин - это все что осталось от тысяч тех, кто шел за Ним, кто кричал ему хвалу, кто верил в Него, кто ждал от Него восхождения на престо всей Земли и кто ждал милости. 


Вот этот облом так облом. Это облом эпохальный, это облом всего человечества. Чтобы от такого разочарования перейти к благовещению, должно что-то произойти? Сижу и думаю: а что должно своротить нас, живущих сегодня, с этого пути вечного разочарования в спасителях. Мы смотрим на любого, кто нас возглавляет с очарование и ждем, что он приблизит нас к себе, наградит, а наших врагов низвергнет. Мы смотрим так на власть, мы смотрим так на учителей, мы смотрим так на родителей. Мы ждем воцарения. Что должно с нами произойти, чтобы мы перестали это делать, чтобы мы поняли, что это невозможно, что нельзя превращать всех в идолов? Сколько еще нам надо распятых спасителей? Сколько еще нам надо принести жертв, сколько еще нам надо предательств, сколько еще нам надо Воскресений?


Не знаю, у меня такое ощущение, что мы как будто в замкнутом круге. То жмемся к престолу, то распинаем и предаем. Апостолы стали апостолами не тогда, когда Христос указал на них, и даже не тогда, когда они поверили в Его воскрешение взяли на себя ношу посланника (апостола). Нет, апостолами они стали, когда шаг за шагом они пробивались в человеческие души, через неверие, голод, тяжелые и длинные дороги, через предательств и дискуссии, когда они пришли к своим Голгофам. Вот когда начались апостолы. Они начались только тогда, когда апостолы отказались от своих иллюзий о близком троне Христа и от своих иллюзий о своем немедленном теплом месте возле трона Спасителя, когда они отказались от благ возле этого трона и отказались от своих желаний нести кару гонителям и хулителям своим. Они стали апостолами, когда вдруг поняли, что трон Царя человечества - это Голгофа, и быть распятым рядом с ним - это и есть высшая милость.


Вот когда мы поймем, что Христос взял на себя ответственность за весь мир и тем стал Царем человечества, а от нас требуется лишь попытаться взять ответственность хоть за что-то малое, разделить эту ответственность и простить тех, кто нас предает и унижает за их слабость и безответственность, вот тогда разомкнем этот порочный круг. А пока мы хотим себе быстрого теплого места, а нашим гонителям немедленного низвержения - мы так и будем разбегаться в разные стороны, как тогда в Гефсиманском саду, а на вопрос солдата будем кричать "Нет я не с ним!" 2000 лет прошло, а мы все еще там и смотрим на мир напуганными глазами.