МЫ ПОМНИМ СОБЫТИЯ минувшего лета, когда в Кирове был провозглашен приговор по делу Навального и Офицерова. Тогда знаменитого оппозиционера признали виновным и осудили к реальному сроку лишения свободы. При этом, как водится, осужденного взяли под стражу в зале суда.

Буквально на следующий день Кировский областной суд по представлению прокуратуры рассмотрел вопрос об изменении меры пресечения. Буквально на следующий!

Мы часто говорим о неповоротливости нашей судебной системы. Однако, может она иногда, выборочно, быть «поворотливой»…

Вопрос об избрании либо изменении меры пресечения – довольно деликатный. В Республике Коми такие решения обжалуются нечасто. Нечасто – по целому ряду причин. Во-первых, в Коми самая высокая устойчивость судебных актов по всему Северо-Западу России. Наши судьи работают по принципу «Рука руку моет…». Они стараются не ломать состоявшиеся судебные решения, дабы не портить статистику по «качеству» судебных актов. Во-вторых, в Коми никогда не был возможен так называемый «прецедент Навального», чтобы буквально на следующий день судьи, оказавшись по совместительству еще и человеками, просто по-человечески быстро рассмотрели жалобу на меру пресечения. Они работают так, будто бы не являются чьими-то детьми, мужьями или женами, отцами или матерями, братьями или сестрами, друзьями, соседями… На работе все человеческое им чуждо! Как будто бы они не ворчат в долгих очередях, как будто бы они не ругают «скорую», когда она долго едет по их вызову…

В последние годы мне по своей работе приходилось нечасто обжаловать решения судов первой инстанции по мере пресечения. Нечасто – именно по вышеназванным причинам. Вот Навальный – ночь просидел в камере, а на следующий день вышел. В моей практике Верховный Суд Коми в лучшем случае на 37-й день рассматривал мою жалобу на меру пресечения! Представляете? 37 дней!!! 37 дней и 37 ночей человек проводил в камере, пока наша верховная судебная власть находила возможность установить правомерность ареста!

Закон предусматривает, что суд вышестоящей инстанции принимает решение по жалобе на заключение под стражу не позднее 3 суток с момента их поступления. В Кирове с Навальным так и было – не позднее. Почему же в Коми такого никогда не было и, вероятнее всего, не будет?

В среде юристов хорошо знаком неологизм «Басманное правосудие».  Я и один известный адвокат употребляем термин «кривосудие». Один уважаемый мной судья в отставке выражается жестче – «правопаскудие». Какой термин применим в Коми к прилагательному «Шишкинское»?

Ближайшие 6 лет господин Шишкин будет возглавлять Верховный Суд республики.  При нем судебная система республики замерла в своем «бреющем полете». Все здесь не спеша, спокойно, с чувством, с толком, с расстановкой. Исключение составляют, разве что, мировые судьи, заваленные административными материалами и заявлениями.

В судах Республики Коми любая жалоба пролежит до конца срока обжалования. После этого работник аппарата суда направляет копии жалобы участвовавшим в деле лицам с предложением подать свои возражения в течении 10 дней с момента получения.  Если рассматривавший дело судья вышел в отпуск или на больничный – дождутся его выхода, поскольку он ставит свою подпись об ознакомлении на жалобе или возражениях. И только после этого материал с жалобой отправляют в вышестоящую судебную инстанцию. Как отправляют? Почтой? Спецпочтой? Нарочным?  Скорее всего – черепашьей почтой.

Возможно я несколько утрирую, но не могу себя заставить испытывать уважение к нашей судебной системе. Мне его вбивают при помощи норм закона, заставляющих вставать при входе судьи и при обращениях к суду, заставляют в заседании говорить «Ваша честь» или «Уважаемый суд»…  А зачем это говорить? Может быть лучше суд просто уважать, если он нам позволит? А позволяют ли нам суды уважать их?

Давненько я не направлял жалобы на избрание меры пресечения в виде ареста. Когда это было последний раз, норма ст.108 УПК РФ предусматривала кассационный порядок обжалования. Теперь – апелляционный. Сегодня я направил в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд  жалобу на изменение меры пресечения на заключение под стражу. Ситуация как с Навальным примерно…  Посмотрю, когда состоится судебное решение по моей жалобе. Точка отсчета – 9 сентября. О времени (и итогах)  рассмотрения сообщу.