Совсем недавно на одной из прогулок «Пешком по Вятке»  по улице Спасской я рассказывал публике о династии елабужских купцов Стахеевых, которые в 1879 г. построил на свои деньги домовую церковь для мужского детского приюта г. Вятки. Церковь не сохранилась, а вот дом на перекрестке Спасской и Маркса  стоит до сих пор и если присмотреться, то очертания «стахеевского дара» видны даже сейчас. По случайному стечению обстоятельств гуляя пару недель назад  по Москве с проектом «Моспешком» я услышал от Павла Гнилорыбова историю о том, что именно один из членов рода Стахеевых – Николай Дмитриевич Стахеев стал…прототипом Кисы Воробьянинова  из прекраснейшего романа «12 стульев» Ильфа и Петрова. История на самом деле очень любопытная и звучит примерно следующим образом:

купец Н. Д. Стахеев


Купец 1 гильдии Н. Д. Стахеев обладал неординарными коммерческими способностями, поэтому сфера его торговой деятельности развивалась с каждым годом. Будучи известным чаепромышленником, он занимался так же торговлей зерном, драгоценными металлами и нефтяными продуктами, держал ткацкие мануфактуры и доходные дома. Для удешевления передвижения своих товаров Стахеев организовал большую транспортную сеть, в которую входили поезда и водные суда. В начале XX века годовой оборот его фирмы составлял 80 миллионов рублей. Перед Первой Мировой войной Стахеев уехал с семьей во Францию развлекаться, отправившись в игорную столицу Европы  Монте-Карло. В Европе же Стахеев встретил Октябрьскую революцию, известие это, конечно же, не порадовало купца, так как все его капиталы были национализированы. В голове Стахеева созрел опасный, но единственный верный план. 

В 1918 г. Стахеев тайно вернулся в Москву, чтобы забрать из тайника своего дома на Басманной улице серебро и какие-то другие ценности. Однако на выходе из усадьбы  купец вместе со всеми драгоценностями, которые он смог унести  был задержан сотрудниками ГПУ. Стахеев на допросе предложил Ф. Э. Дзержинскому сделку: он говорит, где в доме спрятаны ценности, а ему назначают пенсию или дают возможность уехать. Дзержинский принял условия бывшего промышленника. Говорили, что Стахеев до конца своих дней получал пенсию, а на часть «найденных» сокровищ был построен Дом Культуры железнодорожников на современной Комсомольской площади в Москве. Об этой истории узнали журналисты железнодорожной газеты «Гудок» Е. Петров и И. Ильф. Рассказывали, что авторы «Двенадцати стульев» взяли интервью у Николая Дмитриевича, которое, к сожалению, полностью не вошло в окончательную версию романа. В уничтоженных цензурой кусках рассказывалось о детстве предводителя дворянства — им Стахеев на самом деле никогда не был, но его детские впечатления от родной Елабуги были переданы весьма точно; кроме того, цензура не пропустила в роман историю миллионных проигрышей персонажа (и прототипа) в казино.

особняк Стахеева на Новой Басманной улице в Москве


Все это показалось мне забавным, соотнеся известные нам факты можно выделить как минимум 3 литературных персонажа с «вятскими корнями»:
-  елабужский купец Стахеев стал прототипом Кисы Воробтьянинова;
- пароходный магнат из Орлова  Тихон Булычёв стал прототипом героя пьесы  Максима Горького «Егор Булычёв и другие»;
- котельничский доктор Петр Изергин стал прототипом герои Корнея Чуковского «Доктор Айболит». Об этом я писал подробнее  в посте Доктор Айболит родом из Вятки


Вот такие дела, живешь и не знаешь, что персонаж одной из твоих любимых книг списан с земляка. Интересно, есть ли еще литературные персонажи, списанные с прототипов-вятчан? Если знаете – подскажите).

P.S. подробный рассказ про особняк Стахеева и фото его интервьеров можно увидеть у moscowhite в посте  ОСОБНЯК Н. Д. СТАХЕЕВА НА НОВОЙ БАСМАННОЙ УЛИЦЕ

фото отсюда http://alushtaonline.com.ua/2012/10/22/v-pamyat-ob-alushtinskom-kuptse-i-metsenate-staheeve-ustanovyat-chasovnyu/

Оригинал